Искусство
Раиса Терюкалова и Константин Яковлев На днях министр культуры Чувашской Республики Константин Яковлев посетил творческую мастерскую народного художника Чувашии, живописца и прикладника Раисы Терюкаловой (08.01.1939 г.р., с. Кувакино Алатырского района) и поинтересовался условиями ее работы (художница испытывает затруднения в передвижении). Раиса Фоминична долгое время (1967–1980) работала художником Чебоксарского хлопчатобумажного комбината и получила всесоюзное признание как специалист по узорам мебельно-декоративных тканей и гобеленовым разработкам. Министр культуры выразил свое восхищение произведениями мастера, поздравил ее с днем рождения и пожелал крепкого здоровья. Обычно художники дарят чиновникам свои картины, но новый министр с радостью приобрел у художницы понравившуюся картину для своей коллекции. У Константина Геннадиевича богатое собрание полотен заслуженных художников Чувашии, Татарстана и Башкортостана, и теперь в их ряду будет красоваться светлая картина Раисы Терюкаловой. Источник новости:
|
Культура
Частые посетители Музея чувашской вышивки — дети и иностранные гости Салон фабрики «Паха тӗрӗ» и выставки национальной вышивки всегда особо интересовали гостей столицы Чувашии. В первой декаде января 2017 года после ремонта возобновил работу Музей чувашской вышивки (г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 32). Двери музея открыты для посещений ежедневно с 10 до 18 часов, кроме воскресенья и понедельника (телефон для справок: 62-03-44). Музейные экспозиции знакомят с долгой и интересной историей чувашской народной вышивки, названиями орнаментов и их элементов, тайнописью многовековых узоров. Достаточно подробно представлены портреты мастеров и этапы профессионального развития чувашской вышивки в XX веке. Наиболее популярными экспозицииями в музее являются выставки «Магия народной вышивки» (особенности вышивки народов, проживающих в Чувашской Республике), «Чудесные узоры» (работы фирмы «Паха тӗрӗ»), «И дивный видится узор…» (к юбилею народного мастера Чувашии Любови Вазюковой). Источник новости:
|
Чувашский мир
Энциклопедия — подарок для внуков и правнуков В 2017 году исполняется 90 лет со дня образования Красночетайского района и 435 лет со дня основания села Красные Четаи. К этим важным юбилеям местные краеведы, учителя и библиотекари подготовились весьма основательно. Во-первых, завершается подготовка второго издания энциклопедии Красночетайского района. В основу книги легли материалы Краткой энциклопедии Красночетайского района, которая была издана в 2004 году. В работе над новой энциклопедией приняли участие активисты и многие неравнодушные жители района, в том числе школьники, пенсионеры, специалисты администраций района и сельских поселений, работники архивов, музеев, отдела ЗАГС и др. Во-вторых, вышла в свет Краткая энциклопедия просвещения Красночетайского края, подготовленная учителем истории Большеатменской общеобразовательной школы и краеведом Николаем Полозиным. В книгу включены имена не только работников сферы образования и науки (учителей, преподавателей вузов и техникумов, ученых), но и деятелей культуры и искусства (писателей, художников, музыкантов). Источник новости:
|
Политика
В центре — глава Чувашии Михаил Игнатьев (Чебоксары, 2015) В конце декабря 2016 года пресс-служба Администрации Главы Чувашии объявила о начале работы над Посланием Главы региона Михаила Игнатьева Государственному Совету республики. Как и прежде, помощников Михаила Васильевича интересует мнение рядовых граждан, общественных организаций и иных институтов гражданского общества по поводу работы правительства, парламента, органов местного самоуправления и бизнеса на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Толковые замечания со стороны общественности будут отражены в документе. Жителям Чувашии предлагается сообща обдумать и высказать свои варианты ответов на следующие вопросы: — Что в первую очередь необходимо предпринять для повышения качества жизни населения? — На каких темах Глава Чувашии должен сосредоточить особое внимание? — Что вы хотели бы включить в Послание–2017? — Что сделает жизнь населения республики лучше? Писем с пометкой «Для подготовки Послания» ждут по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10. Свои предложения можно отправить и по электронной почте: pres5@cap.ru, analit2@cap. Источник новости:
|
Мнение
Чувашский мир
7 января 2016 года в Чебоксарах отпраздновали Сурхури. Вот, что говорится о нём в Чувашской энциклопедии (в сокращении): «Сурхури – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник, связанный с зимним солнцестоянием. Входит в круг новогодней обрядности. Представляет собой комплекс ритуальных действий – гаданий и благопожеланий на предстоящий год. Связан с земледельческой и животноводческой деятельностью. Главные участники – дети и молодёжь. В Сурхури дети обходили дома днём, молодёжь – вечером. Они пели, подбрасывали вверх горсть гороха и произносили ритуальные тексты. Горохом осыпали также молодых женщин и девушек. Эти песни и тексты наряду с действиями, которым приписывались магические функции, желали урожайности посевов, плодовитости домашнего скота и рождаемости детей. Хозяева одаривали гостей гостинцами. |
Искусство
На обложке книги — Виталий Петров с мамой и тетей Чувашская мемуаристика обогатилась новым изданием — книгой «Праски Витти. Воспоминания» (Чебоксары: Изд-во «Free Poetry», 2016; 214 с.; с восемью фотографиями). Воспоминания Праски Витти полностью отличаются от других автобиографий и мемуаров чувашских художников. Прежде всего — смелостью высказываний и стоической приверженностью к истине и правде. Читается книга как художественная повесть о судьбе мальчика военного времени и о трудных зигзагах его становления как художника. Частично главы повествования ранее печатались в журнале «ЛИК» под редакцией видного переводчика Ирины Митта, а основные постулаты его взглядов высказывались в многочисленных интервью и беседах. Композиция и сюжет книги просты: учеба в Калининской средней школе Вурнарского района Чувашии, Чебоксарском художественном училище и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной («Мухинке»), служба в армии, «Работа в Перьми», «Работа в Тольятти» и завершающая философская, обобщающая и очень даже колючая глава «Жизнь и не жизнь в Чебоксарах». Это книга о жизни и искусстве, о времени и художниках, о стране и чиновниках, о чувашах и народах мира. |
Чувашский мир
«Самар ен» забыла традиции писателя Исаева Метри? Как известно, за пределами Чувашской Республики издаются несколько районных (в Башкортостане, Татарстане, Ульяновской области), республиканских и областных чувашских газет: «Урал сасси» (Белебей), «Канаш» (Ульяновск), «Сувар» (Казань), «Самар ен» (Самара). Как сообщил бывший редактор чувашской газеты «Самар ен» почетный краевед, народный академик Виктор Симаков, газета «Самар ен» в свет не выходит с 21 октября 2016 года. Корни самарской чувашской газеты идут от издания «Колхозник» 1930 года, редактируемого писателем Дмитрием Исаевым-Авралем. Первый номер газеты «Самар ен» был сверстан в редакции газеты «Хыпар» по инициативе Самарской радиожурналистки Надежды Панферовой (Осиповой) и отпечатан в Чебоксарах 16 мая 1995 года. С тех пор еженедельное издание редактировали Виктор Симаков, Лидия Григорьева, а с 2001 года — Николай Давыдов. Газета постоянно выступала организатором массовых ежегодных областных мероприятий кӗрсӑри, сурхури, ҫӑварни, мункун, акатуй в Самаре, Тольятти, в Шенталах, Шигонах, Челно-Вершинах, Исаклах, Похвистнево, Клявлино, Боригарах, Девлезеркино, Салейкино и других городах, районах и селениях области. |
Чувашский мир
Сурхури–2016. Выступает краевед, путешественник и мастер на все руки Николай Фомиряков Как только на Чувашском народном сайте появилась информация о проведении в Чувашском народном доме в Чебоксарах традиционного праздника Сурхури, наша редакция получила письмо с просьбой рассказать об этом празднике чуть подробнее. Что такое Сурхури? Это один из древнейших популярных праздников зимнего цикла наряду с Вирем, Нартуган, Кепшинкке. Проводится в чувашских деревнях после зимнего солнцеворота и длится в новогодние дни до 7 января. В Чебоксарах главный Сурхури в 2017 году 15–й раз проводится фондом национальной культуры «Сувар» (руководитель фонда Тимер Тяпкин) в кафе «Ҫӑлкуҫ» (Родник). По ошибке журналистов в печати распространяется народная этимология слова «сурхури» как образование от слов «сурӑх» (овца) + «ура» (нога). Но это неверно. Профессор Николай Петров на основании древнеболгарских источников название вывел от слов «сур» (праздник) и «кури» (время). В книге «Мир чувашской культуры» (2004, 2007) термин возводится к «сарыг ырри» (дар сарыга). Сарыг — древнее слово, обозначающее командира охранного отряда, воинского предводителя. Как известно, в древности племенам и населенным пунктам самим приходилось охранять свои территории, и их отряды возвращались домой после снежной зимы. Источник новости:
|
Мнение
Наука
На днях на Чувашском народном сайте была опубликована заметка о недостаточности фундаментальных научно-исторических исследований в Чувашии и значительных успехах ученых Татарстана. Как это часто бывает, неравнодушные люди стали обсуждать эту тему в группе сайта в Фейсбуке. Там я поднял тему, которая, думаю, волнует многих людей и решил этому посвятить отдельную заметку для сайта. Речь пойдет о неточностях использования исторических источников, которые ложатся в основу очень важных исторических выводов фундаментального характера. Однако, если вникнуть подробнее, то выясняется, что один из главных столбов оказывается миражом, от чего сыпется вся конструкция. Читая 4 том «Истории татар с древнейших времен в семи томах», изданной в Казани в 2014 году, в статье по вопросу формирования казанско-татарского этноса обнаружил момент, мимо которого без замечания никак не могу просто пройти. В ней идут рассуждения известного казанского историка-этнолога, что волжские болгары являются предками современных казанских татар. |
Культура
«Ҫулталӑк кӗнеки — Календарь года 2017» включает 550 знаменательных дат Популярно–просветительское издание «Ҫулталӑк кӗнеки — Календарь года» отмечает в 2017 году юбилей. Первый чувашский календарь «Солдалык кнеге» был издан в 1867 году первым инспектором чувашских школ, этнографом, тюркологом, одним из основоположников чувашского языкознания Николаем Золотницким (1829–1880). Грамотные чуваши встретили книгу с радостью и оценили ее высоко. С тех пор ежегодный календарь (конечно, со многими перерывами) выпускается постоянно. На 1904 год он издавался в Казани Книжным магазином А.А. Дубровина, на 1905 год — Казанским Императорским университетом, на 1907 год — Центральной типографией. Сто десять лет назад «Ҫулталӑк кӗнеки: календарь для чуваш на 1907 год» открывался таблицей церковных праздников и описанием всевозможных памятных дней, в том числе чувашских мункун и симек. В остальных разделах (статистика, патшалӑха тытса тӑрас йӗркесем, ҫарсем, бюджет, ҫӗр ҫинчен, ҫӗр ӗҫлесси ҫинчен, сут ҫинчен, чирсем ҫинчен) даются весьма нужные и полезные крестьянину знания. Закрывается календарь рекламой газеты «Хыпар». После Октябрьской революции чувашский календарь готовил видный деятель национальной культуры Дмитрий Юман. Источник новости:
|