(Из выступления на конференции ЧКИ РУК 29 апреля 2025 года на тему «Изучение жизни и творчества фронтовиков как лаборатория патриотического воспитания»)
В каждом регионе имеются свои поэты, художники, музыканты, песенники, шутники и другие мастера какого-либо самодеятельного творчества. Поиски таких фронтовиков нами велись по всему чувашскому краю — во всех регионах и в Чувашской Республике.
Многие из начинающих сочинителей героически сложили головы на фронтах Великой Отечественной войны. Их помнят в родных местах. Школьники и студенты с вдохновением прошлись по их жизненным путям и подготовили статьи, стенды, брошюры, книги. Стенды и статьи быстро стареют, но прикосновение к образам защитников Родины навсегда остаются в их душах и в памяти земляков.
Следует признаться, что у нас имеется скверная черта тайно пакостить своим сородичам. Некоторые довоенные завистливые «друзья»-коллеги по работе в редакциях газет и журналов, из числа не участвовавших на фронтах, распространили клеветнический слух о талантливых чувашских журналистах Василии Усли, Андрее Петтоки, Кытра Мишша. От них долго не было писем, связи потерялись. Они действительно пропали без вести, и чебоксарские «други» поспешили их объявить предателями. Петухов и Кудрявцев оказались в плену и как ротные командиры старшие лейтенанты Андрей Петухов (Петтоки) и Михаил Кудрявцев (Кытра Мишша) вывели «онемеченные» отряды легионеров и организованно влились в ряды партизан. Они сложили головы в рядах Красной Армии и похоронены с воинским почестями как славные командиры рот.
В бытность моей работы в ЧГУ в 1977 году трое студенток по газетам и журналам переписали довоенные произведения основателя литкружка в Чувашском пединституте Кáтра Мишша, а потом учителя Моргаушского района (руководитель Ирина Раевская). Изучили армейский путь своего земляка, нашли в Якутске племянницу Алефтину Петрову и сообща издали в 2011 году собрание сочинений писателя. Редкий случай восстановления справедливости по отношению к патриотическому подвигу умного, хитрого с врагом, смелого командира роты, сумевшего повести в страшных условиях пленных легионеров в бой против фашистов.
Также совершил подвиг другой моргаушкий парень – известный поэт Андрей Петтоки из деревни Ахманя. Его произведения в студенчестве начал собирать и через много лет издал книгу известный языковед Геннадий Дегтярев. Поэту поставили памятник в деревне и превратили в живое место памяти и поклонения героям.
Вернули студенты-поисковики имя парня из Асанова Шемуршинского района, талантливого поэта Анатолия Азамата (Кадеева), попавшего в окружение фашистов в рядах мотострелкового батальона во второй день вероломного вторжения врага. В легионе «Идель-Урал» его отобрал к себе известный профессор, знаток чувашского языка Иоханес Бенцинг (см. Чувашскую энциклопедию) для составления немецко-чувашского словаря.
А.П. Кадеев-Азамат в дальнейшем вошел в доверие немцев, издавал чувашские газеты «Чӑваш ҫӗршывӗ / Страна Чувашская», а с Федором Паймуком — «Наци ирӗклӗхӗшӗн / За национаьное свободу», поставил свою драму для военнопленных чувашей «Телейлӗ уяв / Счастливый праздник».
После освобождения из немецкого логова Анатолий Кадеев и Федор Паймук служили в Красной Армии. Удостоились медали «За взятие Берлина». Паймук демобилизовался на место прежней работы в Саратов. Там его арестовали, судили и расстреляли. Кадеева в конце войны арестовали в армии и в 1946 году отправили под суд в родные Чебоксары. Москва тем временем тщательно проверила всю деятельность Кадеева в плену, изучила чувашские газеты, содержание встреч в лагерях, рассказы пленников и не нашла в его делах и устах ни слова против Родины. Оправдательный вердикт в Чебоксары опоздал — сверхбдительные чувашские стражи до этого уже расстреляли поэта-патриота. Подобное в Чувашии не новинка. Оно проявлялось у нас не раз.
Имя Анатолия Азамата сейчас реалибитировано. Образ талантливого поэта Азамата удачно обрисован в документальной повести Валентина Савелькина «Элчел / Судьба», опубликованной в журнале «Тӑван Атӑл» (2009, № 9-10).
Студенческие поиски вернули литературе произведения рано погибших на фронтах Великой Отечественной войны молодых писателей Вениамина Туртуша, Марка Аттая, Василия Васькина, Федора Ванина, Семена Элема, Михаила Хурная, Валентина Ахтубая, Вархуша Энжея, Арсена Орлова, немолодых литераторов, драматургов, прозаиков, поэтов Ивана Викторова, Федота Ситта, Николая Пиктемира, Нестера Янгаса, Максима Ястрана и других. О более 50 талантливых юношах-фронтовиках собрали ценные материалы. Признаться — открыли много неизвестных героических страниц о считавшихся пропавшими чувашских молодых писателях и журналистах.
В немецких лагерях велась трудная подпольная борьба истинных коммунистов и комсомольцев. Нельзя думать, что все были предателями. Татары отстояли честь долго считавшегося предателем поэта Мусы Джалиля, а чебоксарские историки добрым словом не отметили неповторимые подвиги наших патриотов.
В последнее время стали доступны закрытые фонды архивов, и выявились новые сведения. Появились статьи (Геннадия Александрова, Дмитрия Захарова, Виктора Симакова, Юрия Михайлова, Рафаэля Мустафина и др.), воспоминания секретаря Комуча Семена Николаева, Порфирия Андреева (Ядринский район), Юрия Владимирова (Батыревский район), Ивана Скобелева (Абдулино, Бижбуляк) и др. Валерий Алексин воспоминания вернувшихся из плена земляков собрал и издал книгу «Тыткӑн — тертлӗ вырӑн» (2011).
Газета «Хыпар» сообщила (14 февраля 2023 года), что в освобождении узников одного только концлагеря Освенцима (по-немецки Аушвица) участвовало 379 чувашских офицеров и бойцов. Среди них — ставший Героем Советского Союза Михаил Кузнецов, другие — кавалер ордена Славы Алексей Смирнов и Анатолий Алексеев из Комсомольского района, Канашский парень Тимофей Тихонов, минометчик Семен Архипов (Яльчикский район). За каждым — героическая судьба, подвиги, но не каждого в войну Родина могла отметить орденами.
Время диктует свои условия. То, о чем тогда распространяться нельзя было, сейчас становится известно. Конечно, не само собой, а стараниями новых поколений. Но у любого дела есть ипостаси «за» и «против». Дело можно делать со знанием нужной цели и выполнять его упорно, можно смухлевать ради галочки.
К чему это? Одно сравнение приведу. Я пешком прошел по местам последнего боя отца под Белевом (ныне Калужская область). Там в августе 1942 года полностью полегли слабо подготовленные две дивизии пожилых волжан. Дивизии без единого танка, с двумя винтовками на трех солдат. Оружие шло под Сталинград, а оборону освобожденного Подмосковья надо было держать любой ценой.
Подробности тех трагических боев сами по себе — волнующие уроки мужества защитников Родины. В годы войны о трагических событиях приходилось молчать, а сейчас почему бы не восстановить истину? Нет от молодых искателей (они побывали в тех местах несколько раз) ни статей (кроме краеведа Евгения Шумилова), ни описаний судьбы земляков.
Встречается обратное. В моей родной деревне стали вырубать Солдатскую липовую аллею, специально посаженную уходящими на войну колхозниками — нашими отцами и братьями. Когда я еще раз обратился с письмом к новому главе Чебоксарского муниципального округа, в ответ вместо посадки деревьев пришли на нашу улицу «экологи» и срубили памятную иву, посаженную на пригорке у Солдатского пруда в свою память после семилетней службы фронтовиком Сергеем Никитиным. Вместо посадки новых деревьев и восстановления памятников — открытое насмехательство. Как это понять?
Каждому молодому человеку дана возможность личным делом прикоснуться к истории Родины и патриотизму. В этом плане исследование жизненного пути и творческого наследия известных земляков и освещение их в печати является лучшей лабораторией правильного понимания нашей истории.
Виталий Станьял
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.