Проблемы взаимосвязи культуры чувашей и бесермян. Много сходных элементов костюмов имеют
чуваши с
удмуртами: нагрудные украшения, домотканые платья из пестряди. Полотенце сурпан, иногда надеваемый на голову в виде головного убора, называемого у тех и других
чалма. Схожи домотканый передник из пестряди у чувашей и называемый у удмуртов
азькышег. Есть у чувашей подобие удмуртской косынки
куиньсэрго.
И особенно схожа одежда чувашей с одеждой небольшого народа, имеющего при общей удмуртской языковой основе раннетюркский пласт слов — бесермян. Многие исследователи склонны на основе видимого на первый взгляд сходства костюмов чувашей и бесермян отождествлять эти два народа как когда-то представлявших один целый.
Этногенез бесермян в настоящее время остается практически неизученным. Были попытки привязать этноним этого народа к русскому слову басурмане или связать их происхождение с татарами. Но, как известно, ничего схожего с бесермянами в культурном пласте татар не нашлось, если не брать в расчет деревни с отатарившимися чувашами. Архаичность бесермяно-чувашских параллелей указывает на дозолотоордынское время контактов между этими народами.
Археологи, исследуя Турчинский могильник бесермян, делают предположение о сходстве ero c могильниками Кушнаренковской культуры (Караякуповской VII—IX вв.), Турбаслинской культуры, оставленной тюркитами I тысячелетия н.э. (Останина, 1996, с.39).
К сожалению, в указанном исследовании не привлекаются историографические данные. По предварительным прикидкам, не прибегая к доказательствам, видится следующая картина происхождения бесермян. Их предками могли быть царские сарматы — барсилы, населявшие во II—IX вв. Нижнее Поволжье.
Бесермяне упоминаются в числе жителей
Волжской Булгарии под этнонимом «берсула». Народ берсула сложился в пределах
Волжской Булгарии на основе местного индоиранского (сарматского) и какого-то пришлого тюркоязычного народа. С началом монголо-татарского нашествия берсула вынуждены были переселиться в бассейн реки Чепца, приобретя к настоящему времени звучание своего этнонима как бесермяне.
Гипотетически основной контакт между предками бесермян и
чувашами мог состояться на территории Нижнего и Среднего Поволжья в VIII—XIV вв., в то время, когда
сувары (Дагестанский вариант Салтово-Маяцкой археологической культуры) продвигались вверх по
Волге. В чувашском эпосе об Улыпе повествуется о борьбе с нападавшими горными, степными, лесными народами при продвижении их вверх по Волге (Димитриев, 1983, с.16).
Сходен с бесермянским женский головной убор
хушпу (чув.) —
кашпу (бесерм.), но прототипы таких головных уборов были распространены и среди древних народов Месопотамии. Аналогичен чувашскому и девичий головной убор
тухья (чув.) —
такъя (бесерм.). Сходны с бесермянскими декоративная перевязь через плечо
тевет (чув.) —
камали, касыта (бесерм.), способ ношения
сурпана (полотенца) под вышеуказанные головные уборы, применение домотканых холстов из пестряди в одежде, применение раковин каури в украшениях типа чувашского
çуха.
Из изобразительных и исторических источников и по захоронениям сарматов известно, что женщины-сарматки участвовали в битвах наравне с мужчинами. Существует мнение, что появление у женщин украшений панцирного типа и головных уборов типа боевых шлемов связано именно с милитаристской функцией. В исторических источниках не раз упоминаются женщины, отстаивающие стены городов, но все же маловероятно, что именно этот фактор определил форму женских украшений.
Много схожего между бесермянами и саратовскими, самарскими чувашами в комплексе обрядового захоронения. Наличие столба
юпа на могиле, следы которого найдены на бесермянском кладбище, проведение поминок в определенное время — месяц ноябрь, северо-западная ориентация могил, присутствие кострища на могиле, предметы, сопровождающие покойного в могиле, возможное наличие флагштока на кладбище с сурпаном на нем.
Следует обратить внимание на то, что в костюмах бесермян отсутствуют важнейшие элементы
чувашского костюма, носящего этносоопределяющие признаки. Например, нагрудная вышивка женских костюмов (
сунтăх кĕске). Нет характерных для чувашских одеяний вертикальных полос.
Таким образом, бесермяне не могут считаться каким-либо родственным чувашам народом. Но очевидно существование тесного, неопосредованного контакта этого народа с предками чувашей в эпоху раннего Средневековья.
См. далее
Мужской халат Основные отличия черты чувашской вышивки от русской Обувь Мужские головные уборы