Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -11.7 °C
Не могут понять жизнь в этом мире те, кто никогда не жил в нем.
(Дж.М.Джилберт)
 

Обувь (ДМ ТДИПЧ)

    Обувь. В раскопках булгарских городищ часто находят фрагменты кожаной обуви. Уместно в данном случае вспомнить упоминание в русских летописях булгарского населения, одетого в сапоги. В русских летописях под 985 годом мы находим: «Иде Володимер на болгаре Добрынею, уемъ своим, в лодьях, а торки берегом приведе на конех, и тако победи болгары. И рече Добрыня к Володимеру: «Соглядах колодникъ, и суть вси в сабозех; им дани нам не давати, но пойдем искать себе лапотник» (Радзивиловская летопись, 1989, с.41).
    Конечно, у чувашей лапти получили такое же большое распространение, как и на всей Руси. Но они отличались по своей форме от лаптей всех соседствующих народов. Носок их был небольшой и подквадратный. Борта низкие. В целом по своей форме они смотрелись легковесно. В сырую погоду к ним привязывалась высокая деревянная платформа.
    Обмотки под лапти носились двух цветов. Чуваши низовой подгруппы носили белые обмотки, а чуваши верховой подгруппы — черные. Черный цвет обмоток не соответствовал понятию сакрально чистого цвета, а потому служил предметом насмешек со стороны низовой группы чувашей: хура ура — «черноногие». Вероятно, черные обмотки под лапти — это влияние марийской культуры на культуру верховых чувашей.
    Хотелось бы обратить внимание на форму носка сапога хуррита — она прямая подквадратная, подобную форму сапог мы видим и на статуе Алалахского правителя Идрими (Британский музей). Носок сапога хурритов отличен от загнутого хеттского (табл.30/1). И это является одним из важных признаков различия хурритских изображений от хеттских. Сапог с загнутым кверху носком является признаком кочевнической или древней горской культуры народа. Зачастую именно носок сапога говорит о происхождении народа более красноречиво, чем многие историографические выкладки. Носок сапога чувашских сапог не имеет загиба вверх — он прямой.
    Знак, состоящий из двух волют, мы видим на фрагменте кожаной обуви из археологических раскопок Чебоксар (табл.33/2). Аналогичный знак, символизирующий мировое древо, можно встретить на бляхе киммерийцев, и там этот знак также условен — две расходящиеся волюты и черта между ними (табл. 7/25-26).
    Аналогичный тип орнамента — волютообразным завитком опускающийся от уровня ахиллова сухожилия — мы можем увидеть на так называемых кукморских валенках, использовавшихся и чувашами.

См. далее

    Мужской халат
    Основные отличия черты чувашской вышивки от русской
    Проблемы взаимосвязи культуры чувашей и бесермян
    Мужские головные уборы

 
Ссылка статьи :: Версия для печати

Последние изменения внес Admin (2006-07-24 10:06:31). Просмотрено: 7314.
Orphus

Баннеры

Счетчики