Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +12.5 °C
Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
(К.Маркс)
 

Мужские головные уборы (ДМ ТДИПЧ)

    
Деревянное изображение мужчины в двугорбой шапке с оторочкой
Табл. 31/4. Деревянное изображение мужчины в двугорбой шапке с оторочкой.

    Мужские головные уборы. На сегодняшний день сохранились лишь отрывочные сведения о головных уборах, носимых мужчинами-чувашами. В ГПЭМ в витрине выставлена шляпа с полями из войлока. В деревне Новое Янашево (Питтĕпел) Яльчикского района Чувашской Республики в доме семьи Балтаевых сохранилась деревянная форма под картуз. Высота обода формы картуза равна десяти сантиметрам. К отформованному картузу пришивался козырек.
    В чувашских преданиях говорится, что раньше чувашские мужчины носили шапки, которыми можно было, бросив, сбить с ног пятилетнего ребенка. В фотоархивах зафиксирована черная шапка из овчины типа малахая çĕлĕк. На фотографии середины XIX в. (фотоархив ЧНМ) сохранилось изображение мужчины-чуваша в огромной светлой шапке, такой, которые раньше носили бояре.
    Ответ на вопрос об очевидном сходстве русской боярской шапки и чувашской, которую носило отнюдь не богатое сословие, нужно искать в самом русском названии «боярин». Дело в том, что в государстве Волжская Булгария, по сведениям булгарской летописи (Бакши Иман, 1993), болярами называли жрецов. В этимологическом словаре русского языка слово «боярин» выводится от булгарского «болярин» (боляр) (Черных, 1994, с.106). Если же мы обратим внимание на северомесопотамские изображения жрецов II тыс. до н.э., то заметим одну особенность, отличающую жреца от простолюдина — это высокая шапка типа боярской.
    Логично было бы заключить, что придворный совет царя в древности состоял из жрецов. Если же учесть, что правители мусульманского вероисповедания появились у волжских булгар исторически сравнительно недавно, то вполне можно определить истоки традиций ношения приближенными царя высоких шапок.
    He следует упускать из вида изображение зубчатой короны на голове царя, изображенного на лазуритовой печатке, найденной в Моргаушском районе Чувашской Республики. Зубчатая корона появилась в связи с распространением митраизма на рубеже I тыс. до н.э.
    В Национальном музее Татарстана хранится деревянное изображение мужчины в двугорбой шапке с оторочкой (табл.31/4). Доставлено резное изображение из чувашской д. Шашкар в 1907 г.
    Судя по картинам чувашского живописца М.С. Спиридонова, башкирские чуваши украшали переднюю часть шапки одной или тремя серебряными монетами, символизировавшими солнце. Около десяти реконструкций чувашских мужских головных уборов можно сделать по старинным картинам, представленным в книге А.И. Иванова-Ехвета.
    Можно гипотетически реконструировать еще один вид головного убора. Исходя из системы космогонии, присутствующей повсеместно в чувашской культуре, халат шупăр с его вертикальными полосами должен был и завершиться головным убором с такими же полосами. Они должны объединиться в высшей точке, символизируя четыре столба, подпирающих небо — тюбе (тюрк.).
    Изображения человеческих масок в головных уборах на Георгиевском соборе в Юрьеве Польском несут нам интересную информацию. Один вид изображенных здесь головных уборов — это типичный средневековый сасанидский подшлемник. Второй вид головного убора, напоминающий сванскую шапочку, гипотетически вполне мог подойти в качестве завершения мужского халата шупăр (Вагнер, 1966, рис.44; 45). За эту реконструкцию говорят двойные полосы, смыкающиеся в вершине, образующие символ четырех столбов, подпирающих небо. Подобные же головные уборы сохранились на резьбе более древнего храма в Ингушетии Тхаба Ерды.
    Итак, можно подытожить. Мужские головные уборы подразделялись на два типа: жреческие, типа боярской шапки, и повседневные. Повседневные головные уборы мужчин отличались большим разнообразием и отличались в позднем Средневековье скорей не этническим, а эпохальным характером.

См. далее

    Мужской халат
    Основные отличия черты чувашской вышивки от русской
    Проблемы взаимосвязи культуры чувашей и бесермян
    Обувь

 
Ссылка статьи :: Версия для печати

Последние изменения внес Admin (2006-07-24 11:36:07). Просмотрено: 15032.
Orphus

Баннеры

Счетчики