Обратите внимание:
Вы ищете чувашскую музыку? У нас имеется
архив mp3 чувашской музыки размером около 3 Gb!!! Гимны, народная музыка, современные песни! Архив разбит по исполнителям.
Мужской халат шупăр. В рамках нашего исследования интересно изображение на древнеегипетском рельефе хуррита-миттанийца, их владычество в середине II тыс. до н.э. простиралось от Кавказа вплоть до Египта (табл.30/1). Хурритская рубаха с его строем вертикальных полос это архаичная предтеча строя чувашского мужского халата — шупăр.
Название халата шупăр, вероятно, восходит к месопотамскому subatu[m].
Çупăрлу «обхватывающая» (чув.).
Халат обшивается красной тесьмой по местам швов, это и конструктивный прием, и прекрасное оформление одежды, приобретшей семантическое звучание «четыре столба, держащих небо». Этруски и крито-минойцы имели схожее строение оформления рубах и платьев, но и это может быть региональным хурритским влиянием. Замечу только, что в этом случае одежда была туникообразная и без рукавов.
Вероятней всего, «хурритская рубаха» стала основой халатов зороастрийцев с вертикальными полосами, представленными в Амударьинском кладе V в. до н.э. (табл.31/2).
Характерное отличие «хурритской рубахи» от римской — короткий ложный рукав, из-под которого выходит простой рукав, и этот же признак сближает зороастрийские халаты с чувашским
шупăр. Образец такого костюма мы видим на кубке V в. до н.э. из Закавказья (табл.31/1).
Нельзя считать русским влиянием способ застегивания мужского халата
шупăр посредством горизонтально нашитых петель, как на одеждах стрельцов. Оформление застежек в виде горизонтальных полос на одежде было характерно еще для хазарской эпохи (Плетнева, 1999, рис.95). И данное оформление застежек не связанно именно с хазарами, это эпохальный стиль оформления одежды, в большей степени оправданный технологически. Полоски ткани укрепляли петельку для пуговицы.
Отметим, что богато декорированный мужской халат
шупăр является жреческим одеянием, а потому традиция его изготовления очень консервативна, в то же время
шупăр претерпел несколько этапов становления. От скроенной туники, обшитой по вертикальным швам кроя тесьмой, к середине I тыс. до н.э. халат приобретает ложный рукав и воротник.
См. далее
Основные отличия черты чувашской вышивки от русской Проблемы взаимосвязи культуры чувашей и бесермян Обувь Мужские головные уборы