MySQL_Error: возникла ошибка

Сообщите нам об ошибке!Content-Type:text/html;charset='utf8' Виталий Станьял: Смелый полководец педагогики
 Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +1.3 °C
Ежели бессчастия бояться, то и счастья не будет.
(Петр I)
 

Виталий Станьял: Смелый полководец педагогики

Виталий Станьял14.09.2023 21:534479 просмотров

Владимир Фёдорович с детьми из детдома | «Учительская газета»

«Безвестным полководцем» назвал его боевой друг и писатель Симон Соловейчик. Для многих педагог долго оставался неизвестным. В Чувашской энциклопедии и в книге «Башкортостан: краткая энциклопедия» (1996) его имени нет. В «Краткой чувашской энциклопедии Башкортостана» (2014) дан портрет и поистине удивительно краткое и с ошибками сообщение: «Матвеев Владимир Федорович (18.06.1831 – 1997), родился в Уфе БАССР. Окончил в Уфе среднюю школу в 1950 г., затем поступил в институт международных отношений. В 1957 г. начал работать в журнале «Вожатый». Окончил аспирантуру. Работал главным редактором журнала «Мурзилка». С 1984 г. — главный редактор «Учительской газеты». Только и всего.

Владимир Матвеев родился в семье выходцев из известного села Чуваш Кубово в 18.06.1932 и умер 57-летним 21 октября 1989 года. Сейчас его биографию легко найти в Википедии и в других изданиях.

Я узнал о нем от заслуженного художника республики, фронтовика, преподавателя, директора Чебоксарского художественного училища Ивана Трофимовича Григорьева. Всего один раз шапочно обменялся словами с ним на первом и последнем Всесоюзном съезде учителей СССР. Высокий, стройный, серьезный, он возвышался в плотном окружении армии учителей во Дворце съездов Кремля. В глазах педагогов страны был живым кумиром. Его «Учительская газета» перевалила за миллион, ее читали и обсуждали взахлеб. С ним запросто общались тысячи. По стране шла его теория «педагогики сотрудничества» и ожидалось буйное обновление школьного образования. Перед Всесоюзным форумом школьных работников газету прибрали к ЦК партии и Владимира Федоровича понизили в должности, оставив заместителем главного редактора. Это событие еще больше возвысило ореол бунтаря, героя, новатора. Читатели его носили на руках. Подобного почета к начальникам и руководителям больше нигде не видел и такого авторитета печатных изданий никогда больше не чувствовал.

Единственная краткая встреча с земляком во мне оставила незабываемый след. По его словам вник в глубину детского воспитания, прочитал его некоторые книги, познакомился с творчеством Амонашвили, Шаталова, Лысенковой, Ильина, Волкова, Бориса и Лены Никитиных. Увлекся мастерством учителей-словесников. Наверное, поэтому так много времени и внимания уделил учебникам чувашской литературы, методике обучения школьников и полностью обновил программу национальной литературы. Это была неповторимая пора поисков и находок советской школы.

На педагогической ниве без перерыва идет упорная борьба «обновления» и все время почему-то подавляется новаторство и любовь к детям. Министерству и его многочисленным департаментам, кажется, умных людей из народа не нужно, и часто они полностью отрываются от детей и уходят в океан ненужных педагогике бумаг. Так было, так осталось. В Чебоксарах то же. Испытал сам.

Жестоко и несправедливо поступили с Владимиром Матвеевым. По настоянию видного секретаря Егора Лигачева напали на него. Не хватало, что замалчивали талантливого чувашского парня, давили на условия работы, открыто срезывали крылья творчества. Это происходило не только тогда и не только с общеизвестными новаторами. Так и сейчас. Министры меняются быстрее перчатки и каждый старается наломать своих дров во всей системе и в национальных школах.

После завершения с отличием школы Вдадимир сдавал экзамены во ВГИК в одной группе со ставшими народными артистами Евгением Матвеевым, Юрием Яковлевым. Не приняли чувашского парня. Но оставил в друзьях-артистах на всю жизнь уважение и интерес к чувашам. После престижного, скажем, закрытого для простых смертных МГИМО многоязычному отличнику прямой путь лежал в международные дела, но парня из Чуваш Кубова направили в 1957 году на Всемирную олимпиаду молодежи и студентов, потом в журналы «Вожатый», «Пионер», «Мурзилка». Долго работал в них редактор Владимир Матвеев. Талантливый и умный был редактор. Популярнейшими стали эти журналы!

Главным редактором «Учительской газеты» Владимира Матвеева в 1983 г. утверждало заседание Политбюро ЦК КПСС. Его кандидатуру поддержал недавний руководитель Ленинграда, теперь ставший секретарем ЦК КПСС Григорий Романов. Ленинград к чувашам всегда относился дружелюбно. Почему? Не без причины, конечно. Члены политбюро Андропов, Громыко, Гришин, Устинов, Горбачев не знали ли чувашей? Они молчали. Тогда ещё не член политбюро ленинградец сказал свое веское слово. Матвеев оправдал это доверие.

Нет, не исчезнувший и безвестный полководец Владимир Матвеев. Крупное лучше видится и ценится издалека. Он был и остается видным журналистом, редактором, организатором, новатором педагогики и общественной жизни России ХХ века. Чувашские педагоги должны знать идеи своего земляка, а журнал «Халӑх шкулӗ» — замолвить о нем доброе слово.

 
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

Комментарии:

Валери ТУРКАЙ // 5886.3.6615
2024.01.16 02:13
Владимир Матвеевпа мухтанмалла! Владимир Матвеевран вĕренмелле!
Agabazar // 3612.7.2523
2024.01.16 18:44
Agabazar
Олег Тарасов, çынна ан култар.

Эс Матвеевсемпе мар, хăвăнпа ху та чăвашла калаçма пултараймастăн.Мĕн вăл «педагогика сотрудничества»?

Мĕнпе пуçса çиеççĕ ăна?

Е, ăнах пĕлеймесен те, çавна чăвашла çавăрттарса калама пулать вĕт? Шет Матвеевпа та çавăн пекех, вырăсларан цитата пек илсе, каларăн?

Чăвашла калаçакан çын «воспитани» тенине чăвашла калаймасть пулсан, унран пархатар çук. Çапла вĕрентетчĕ тахçан Хуначи Кашкăр.

Эп чăтма вĕреннĕ. Ку тĕслĕхре те чăтма пулатчĕ, тен. Анчах çынни тем ытлашши мухтанса калаçнă пек туйăнчĕ те — чăтаймарăм.
Евразиец // 3447.04.5759
2024.01.17 12:21
Еще Agabazar, а что такое "полководец педагогики"?
Олег Тарасов // 1849.43.6593
2024.01.17 19:51
Эпӗ авалхи грекла та херня тенӗ, вырӑсла та херня тенӗ, чӑвашла та херня тетӗп. Мана пурте ӑнланаҫҫӗ. Чӑвашла "воспитани", "урок", "доска", "ручкӑ", "клас", "журнал", "директор", "указкӑ", "линейкӑ", "дневник", "тетрадь", "педагогика сотрудничества" тата ытти ҫавӑн пек ҫӗршер сӑмахпа усӑ курнӑ, куратӑп та. Мана тӑнлӑ чӑвашсем ӑнланнӑ, ӑнланаҫҫӗ те. Чӑвашсене калаҫура вырӑсла сӑмахсемпе усӑ курнӑшӑн хӑртма хӑтланни вӑл -херня. Чӑн чӑвашла калаҫатпӑр тесе тӗрлӗ астуса юлмалла мар сӑмахсем шухӑшласа кӑларса миҫе пин чӑваша чӑвашран кӑлартӑр? Чӑвашла калаҫма пӗлмеҫ тесе миҫе пин ҫынна чӑвашран тӗксе ятӑр? Вӗренӗр еврейсенчен пурӑнма. Идишпе иврит чӗлхисене пӗлмесен те, хӑйсене еврей тесе пӗр-пӗрне пулӑшаҫҫӗ. Эпир, чӑвашсем, чӑвашла пит чаплӑ пӗлекенсем чӑвашла питех пӗлейменнисене чӑтаймасӑр ҫисе яма хатӗр.
Ӑнланӑр, чӑваш тени вӑл чӑвашла пуплеме пӗлни кӑна мар. Чӑваш вӑл чун килӗшӗвӗ. Ан тив, вӑл чӑвашла сӑмахсемпе аран перкелешет, чӑваш йӑли-йӗркине тӗпӗ-йӗрӗпе пӗлмест- ҫавах вӑл чунӗпе чӑваш. Ун пек ҫынсене тӗксе ямалла мар. Пур майпа вӗсемпе усӑ курмалла.
Владимир Матвеев та чӑвашсене тӗксе яман. Вӑл та:"Чӑвашсем, чӑмӑртанар, унсӑрӑн пӗтетпӗр",-тетчӗ. Ку херня мар!

Евразиец // 3447.04.5759
2024.01.18 19:41
Agabazar, "пăхса, вĕрентсе ÿстерни" скорее ВОСПИТАНИЕ, нежели "ВОСПИТАНИ", - как вы пишете. Или я ошибаюсь?
Agabazar // 2677.15.3112
2024.01.19 01:13
Agabazar
Суйни тÿрех паллă.

Шукшин калавĕнчи пек — Миль пардон, мадам!

Пăх Интернетра, мĕн пирки вăл калав.

Тарасов пек каппайчăксене нимле чаплă кабинетсене те кĕртес çук.
Евразиец // 3447.04.5759
2024.01.19 19:44
Дорогой, Олег Тарасов! Какой Вы справедливый, толковый, здраво-мудро мыслящий. Всё Вами написано правильно. Особо хочется вот что выделить: "Эпир, чăвашсем, чăвашла пит чаплă пĕлекенсем чăвашла питех пĕлейменнисене чăтаймасăр çисе яма хатĕр. Ăнланăр, чăваш тени вăл чăвашла пуплеме пĕлни кăна мар...". Молодцы, Олег! Я вас поддерживаю на все 200%. Но ведь австрийцы разговаривают на немецком, хотя у них австро-баварский диалект, но немцы их понимают и не упрекают. И авсрийцы не перестают быть австрийцами.
Agabazar // 4693.2.1098
2024.01.21 22:52
Agabazar
Ма вара вăл, çак «маттур çын», хайхи Матвеева чăвашла калаçтарса тертлентерме шут тытнă?

Мĕнпе айăпа кĕнĕ лешĕ Олег Тарасов умĕнче?

Халь тата хайхи маттуркка пирĕн ума килсе ларса мухтанать çак тĕлĕшпе.
Базиль Кириллов // 2621.19.5120
2024.01.24 09:31
Тав, çав тери пысăк тав хисеплĕ Станьяла çакăн пек чаплă тĕрленчĕк кăларса вулаттарнăшăн.
Agabazar // 3633.32.6351
2024.01.24 19:53
Agabazar
Матвеев пысăк вырăнта тăнă.

СССРти «Учительская газета» — ача вăййи мар.

Паллах, тĕп редактор кабинетне кашни иртен-çÿрен, алăка кирзă атăллă урапа тапса уçса, пырса кĕме пултарайман.

Кĕнех пулсан вара — регистрациленнĕ. Сургутпа пичетленĕ журналта. «Ампар кĕнекинче». Маларах вара — редакци канцелярине пырса çырăннă. черете тăнă. Унта та — регистраци.

Килнĕ çынпа тĕп редактор мĕн калаçнине, ахăртнех, диктофонпа çырса пынă.

Кайран çав çырсапырусене архива ăсатнă ĕнтĕ.

Енчен те çаплах пулмасан та, йĕрсем юлнах. Эппин, Олег Тарасов, кăтарт пире çав йĕрсене! Атту тĕлли-паллисĕр юптарнисене итлесе хăлха йÿçĕхме пуçларĕ.

Страницăсем: 1, 2

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Orphus

Другие языки

Баннеры

Счетчики