С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? И какова очень весомая роль в становлении этого процесса идеолога нового татаризма 19-века Шигабутдина Марджани
Из двух индоктринаций повлиявших на татаризацию чувашей, насильственной христианизации и пропаганды исламской татаризации, последняя освещена не так широко. Да и про насильственную христианизацию в последнее время перестали писать. Как будто этого крайне неприятного для чувашского народа периода в истории уже не было. Но попробуем все-таки посмотреть на пропаганду татаризации, проходившей вплоть до 1917 года, и почему многие чуваши начали называть себя татарами. В архивах есть очень любопытные документы на эту тему.
Один из таких документов - доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею (князю А.А.Ухтомскому) от 21 июля 1909 г. «Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления». Православный священник Мамадышского уезда Сергей Багин, подробно изучал причины исламизации и перехода чувашей в «татары». Мамадышский уезд- это практически вся заказанская территория от Чистополя и Казани до Мамадыша.
Известно, что Сергей (Сергий) Афанасьевич Багин родился в 1869 г. в деревне Кирменбаш(в других источниках - Керимбаш) Мамадышского уезда Казанской губернии. «Сын мещанина», русский, православный.
С 15 сентября 1888 г. по 4 сентября 1894 г. он работал учителем «Ныртынского и Букенского земских училищ». Затем являлся слушателем Миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии, которые окончил 6 августа 1896 г. При этом известно, что С.А.Багин знал «вотский(удмуртский), чувашский и татарский языки и теоретически - арабский».
29 октября 1897 г. указом Казанской Духовной Консистории, согласно резолюции епископа Чебоксарского Антония (А.П.Храповицкого), он был утверждён «инородческим миссионером по Мамадышскому уезду».
В докладе в основном речь идет, как вы наверно догадались, о чувашах. Точнее о пропаганде татаризации среди чувашей. Чувашский народ до 1917 года выходит действительно был зажат в тиски двух сильных религиозных антагонистических веяний. С одной стороны - исламской татаризации, с другой - православной русификации. Вспомнить действия такого характера из прошлого, в свете последних событий связанных с йошкаролинским заявлением Главы государства, весьма актуально.
Будучи основанным почти исключительно на документальных и статистических данных (с приведением точных ссылок на источники), он не только в значительной мере раскрывает истинное состояние дел в пропаганде татаризации, но и подробно показывает масштабы и деятельность татарских миссионеров среди чувашей.
Этот доклад уже издавался в 1910 г. в Казани. И при желании, найти его, как и многие другие «альтернативные» свидетельства той эпохи, не представляет большого труда.
О личной жизни С.А.Багина известно, в частности, что он был женат на Анне Александровне Багиной 1876 г.р., имел пятерых детей, двух сыновей и трёх дочерей.
Согласно архивным данным, 17 мая 1929 г. С.А.Багин был осуждён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58.10(Контрреволюционная деятельность) Уголовного Кодекса РСФСР с вынесением приговора о лишении права проживания в городах Москве, Ленинграде, Вятке и шести губерниях.
Реабилитирован он был 25 сентября 1992 г. В статье я приведу лишь маленькую часть информации из письма Багина о пропаганде по татаризации чувашей в конце 19 и начале 20 вв., а также часть информации на основе анализа работ башкирских учёных о татаризации чувашей.
Из доклада исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина:
«…число татар за 70-летний период(1834 - 1904гг.) увеличилось настолько сильно /на 150 %/, что в настоящее время превышает число чуваш, вместо вышеприведённых на 3 странице 8,483 человек - 1834 года, уже на 222,094 человека; число это указывает, насколько быстро идёт поглощение татарами-магометанами различных инородческих племён: чуваш /больше других/, черемис, мордвы и вотяков. Цифры эти не могут не обратить на себя внимание тех лиц, которым дороги интересы Православной Церкви и Русского государства, так как отатаривание инородцев продолжается и в настоящее время, и татарско-магометанское население неестественно быстро увеличивается. Объяснить быстрое увеличение магометанско-татарского населения естественным приростом нельзя, так как, как мы уже видели выше из приведённых статистических данных, численный прирост других инородческих племён ниже почти вдвое, а именно от 76,1 % до 84,8 % и только вотяков - около 94,8 %, тогда как татарско-магометанское население за тот же период времени увеличилось на 150 %. В этом убеждают нас и работы местных статистиков.
Таким образом, быстрый прирост населения татарско-магометанского несомненно имеет другой источник, который, помимо естественного прироста, способствует быстрому численному росту татар на счёт других народностей - чуваш, черемис, мордвы и других, «уходящих в татары», - что и подтверждается при более близком знакомстве с этнографическим составом населения губернии. Не имея возможности, за недостатком времени, более подробно исследовать этот источник быстрого прироста магометан Казанской губернии в ущерб другим инородческим племенам, я укажу лишь некоторые селения этих инородцев, в которых они считаются теперь уже «татарами».
Чувашские.
Чистопольского уезда:
Старое и новое Никиткины... 985 чел[овек] об[оего] пола
Солдакаевка I.................... 181. -
Обрыскина I
Нов.[ое] Узеево.................. 502. -
Средние Челны.................. 487. -
Цивильского уезда:
Тугаево............................ 1088. -
Сунчелеево....................... 850. -
Тетюшского уезда:
Белая Волошка.................. 863. -
Утеево............................. 437. -
Описанные в докладе священника Багина события, начались именно во времена Марджани, и после появления татарского джадидизма - общественно-политического и интеллектуального движение татар конца 19 начала 20 веков. Главным идеологом джадидизма и был почтенный и просвещённый историк-мулла Марджани.
Из доклада Багина: Отатариванию чуваш и других инородцев сильно способствовало и расселение инородцев в татарских деревнях: татары издавна известны за народность, ревниво охраняющую свою самобытность и стремящуюся ассимилировать живущих с ними инородцев, что и достигается ими благодаря лёгкости изучения татарского языка для всех инородцев нашего края. Вследствие этой причины инородцы, поселившиеся в татарских деревнях и составлявшие меньшинство сравнительно с татарским населением, в большинстве деревень Казанской губернии окончательно слились с татарами и официально считаются уже «татарами», так как они не отличаются от них ни по костюму, ни по языку. По свидетельству М.Лаптева, сильно способствовало этому и то обстоятельство, что «в старину чуваши брили голову и носили совершенно татарский костюм; татары женились на чувашках, да и теперь случается, что некрещёная чувашка выходит за татарина». Выход замуж за татар чувашек и других инородок за последнее время, как показывают наблюдения, увеличился, так как татары с целию распространения ислама охотно женятся на них. Прекратившиеся было отпадения инородцев, после ВЫСОЧАЙШЕГО манифеста 17 октября 1905 года, снова возобновились, и в продолжении 1906 - 1908 г.г. вновь отпало в магометанство около 3000 человек /2994 человека обоего пола/* (* Более подробные сведения о числе отпавших изложены в прилагаемой к докладу «Ведомости».), преимущественно крещёных татар. Массовые отпадения произошли, главным образом, в тех селениях Мамадышского и Казанского уездов, в которых происходили отпадения в магометанство в конце прошлого XIX столетия, а именно - Большие Савруши /207 человек/, Старая Икшурма /228 человек/, Три Сосны /245 человек/, Верхние Отары /526 человек/, Яныли /143 человека/, Мамадышского уезда, и село Апазово /599 человек/, Казанского уезда.
Основным населением вновь образованного в 15-м веке(1438г.) Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане и чуваши сохранившие традиционную веру, язычники (хотя это слово в корне не подходит для правильного определения приверженцев монотеистической веры "киреметь"). На каком языке они разговаривали? Как известно, эпитафии Булгарского городища написаны арабской графикой, но их язык близок к современному чувашскому: вместо кыз ‘дочь’ – хир (هير), вместо джуз сто – джур (جور), вместо тугуз ‘девять’ – тухур (طحور) и т.д. Эти же самые слова по-чувашски звучат так: хӗр, ҫӗр, тӑхӑр. Как видим, сходство между языком населения Волжской Болгарии и языком современных чувашей налицо. Исследователь истории Золотой Орды М.Г.Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. с современными татарами» . В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте (r-язык), ближайшим родственником которого является чувашский язык. Тут надо сразу сказать, никто из учёных не сомневается что это и был на эпитафиях волжских болгар древнейший чувашский язык. "Ближайший родственник языка булгар" - так пишут только из-за того, что раньше народ назывался булгарами и название "чуваши" не фиксировалось нигде, а теперь вместо булгар есть народ "чуваши". Если быть точнее, то не "хир" там писали арабской графикой, а хр- т.е. хе́р, тхр-та́ха́р, джр- ҫӗp. Гласные в арабском письме не писались раньше, правда и сейчас не пишутся. А название национальности, как показывает история- слово переходящее.
Из письма священника Багина: «…магометане широко пользуются обстоятельствами для своих целей и, распространяя известия о свободе вероисповедания, начинают усиленно вести пропаганду магометанства среди инородческих племён, преимущественно же среди крещёных татар и инородцев(чувашей), усвоивших татарский язык, но недостаточно всё ещё усвоивших христианское учение. Татары-магометане по своему фанатизму не могут примириться с мыслию, что у них есть единоплеменники, остающиеся в христианстве, поэтому всеми мерами стараются заставить их перейти в ислам, - они для достижения своей цели распространяют ложные слухи среди легковерных инородцев, пользуясь даже именем ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА: «Сам Царь велит всем инородцам переходить в магометанство, - теперь будет только две веры - русская и мусульманская». Побуждают татар к пропаганде и мечты о восстановлении былого могущества: путём увеличения численности своей народности татары надеются вернуть политическую самостоятельность - восстановить Казанское царство. В осуществлении этой мечты они надеются найти поддержку в Турции: фанатики-татары убеждены в том, что придёт время, когда турецкий султан победит Россию и поможет татарам жить самостоятельным государством. В справедливости этого убеждают нас сильные брожения среди татар-мусульман и инородцев, подверженных их влиянию, во время войн с Турцией: 1823 - 1829 г.г., Крымской кампании, войны 1877 - 1878 г.г. В подтверждение существования среди татар такого политического настроения мы можем найти в этнографической литературе немало указаний, так, например, М.Лаптев по этому поводу сообщает: «Исторические воспоминания татар, время их политической самостоятельности, не могло исчезнуть в три века совершенно бесследно. Эти воспоминания как ни слабы, как ни бессильны, но в известных обстоятельствах, однако ж, высказываются и проявляются. Хотя, например, в последнюю войну 1854 - 1856 годов в татарском народе ходил говор, что вот явится турецкий султан к ним на помощь и восстановит Казанское царство.»
Как показывают современные исследования, принятие нового имени "татары" произошло не ранее конца XIX – начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей, большую часть чувашей и часть башкир. Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют».
Из письма Багина: «…Последние политические события в Турции также вызывают всевозможные толки среди татар на тему о том, что турки скоро победят русских и завладеют Россией; эти слухи татары упорно распространяют и среди других инородцев, лично мне пришлось слышать их среди чуваш и черемис. Так, например, священник села Уньжи, Царёвококшайского уезда, о. Т.Ефремов передавал мне, что среди черемис и чувашей татары распространяют рассказы о существовании какой-то старинной книги, в которой говорится, что рано или поздно в Казанскую землю придёт Осман-паша, который покорит всех и заставит принять магометанскую веру. «Всё равно вы когда-нибудь да будете мусульманами», - говорят обычно в заключение этого рассказа татары легковерным и суеверным черемисам. Благодаря сильному влиянию татар на инородцев и обращению их в ислам, население татарско-магометанское растёт неестественно быстро,»
Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? Как отмечает башкирский историк Хамидуллин: - «По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, в прежние века не всегда, но все-таки элита диктовала простонародью свои идеалы, вкусы и ценности.» Если говорить о времени смены языка, то процесс этот начался постепенно не ранее 15 века(с момента создания Казанского ханства Улу-Мухаммедом). Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский край, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей (мещеряков). Проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский (булгаро-чувашский) и мещерский (финно-волжский) языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из Золотой Орды. Таким образом, население ханства состояло из двух групп, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя (тюрко-монгольские племена Ширин, Баргин, Аргын и Кыпчак), представлявшего кочевую аристократию и эксплуатировавшего тяглое чувашское население. Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины 16 века Мухаммедьяр, творчество которого является вершиной поэтического наследия Казанского ханства, писал
про татар-поработителей весьма нелестные слова. Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани могли дать только представители автохтонного населения края, люто ненавидевшие своих поработителей, т.е. болгары-чуваши.
Из письма Багина: «…Теперь магометанские массы являются уже достаточно соорганизованными, что с особенною ясностью обнаружилось в последние три года по издании ВЫСОЧАЙШЕГО манифеста 17 Октября, когда мусульмане массами стали подавать в Комитет Министров коллективные прошения по предметам своей веры. По поводу этих прошений в «Записке по делам веры мусульман-суннитов» господина Вл. Череванского читаем: «Обилие поступивших заявлений обязало войти во взаимное их слияние, причём, оказалось, что значительное большинство вовсе не служит выражением свободной воли и свободной мысли просителей, видимо, повиновавшихся постороннему внушению. Доказательством сему служат:
а) Множество прошений, преимущественно из пределов Оренбургского муфтиата, поступило отпечатанными на машинах Ремингтона, о которых аулы или селения просителей не имеют и представления. Бланки этих прошений воспроизведены с дисциплинарною точностью по преподанным кем-то образцам: причём, бланки, очевидно, рассылались только для приложения печатей и подписей или начертания тамги.
б) Писанные прошения повторяют с пунктуальною точностью и обороты речи, и грубые писцовые ошибки. Бессмыслица в той или другой части одного прошения повторяется в целом ряде других прошений; так, например, просьба об освобождении русских школ от «руссификации» повторена многими сельскими обществами, не имеющими и понятия о русской письменности. Вообще, в числе заявленных ходатайств заключается громадный процент несознательного их подписания или утверждения тамгами и печатями.»
Полная ассимиляция мещеры, изменившее язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев», «горных чувашей», «иштеков» (т.е. башкир) в свое подданство . Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. Например среди башкирских родов с известными этноантропонимами есть также имена Чувашай и Чувашбай. Деревень и сёл с прилагательным чувашская, в Среднем Поволжье просто не сосчитать, т.к. их очень много
Из письма Багина: «О воспрещении деятельности миссионеров среди мусульман». Чем вызвано это требование мусульман, - положительно затрудняемся сказать. В настоящее время наша миссионерская деятельность имеет целию преимущественно охрану крещёных инородцев от влияния магометанской пропаганды и укрепление их в христианстве, - имеет характер, так сказать, оборонительный, а не наступательный; магометанская наоборот - более активный, чем оборонительный характер. Магометанин может сколько ему угодно пробыть в крещенской деревне, пропагандируя ислам, и никто на это не обратит внимания, татары же подозрительно относятся к каждому заехавшему в их деревню русскому и, во всяком случае, не позволят ему говорить против магометанства, а тем более - проповедывать веру Христову. Вследствие этого миссионеры не смеют и появиться в магометанской деревне с христианскою проповедью, прекрасно зная, что магометане не задумаются убить его за эту проповедь. Многое ещё нужно для того, чтобы ослабить татарско-магометанский фанатизм и подготовить почву для христианской проповеди.
e) «О воспрещении принудительного посещения детьми мусульман русских школ». Это требование, как и предыдущие, вызывает положительное недоумение: у нас не принуждаются к посещению школ не только мусульманские дети, но даже и русские.
f) «О преподавании в школах на родных наречиях». Применение этого требования прежде всего отзовётся на мусульманах: так как оно совершенно игнорируется только в их школах, во всех татарских мусульманских школах наши инородцы - чуваши, вотяки, черемисы обучаются исключительно на татарском языке, так как принятие ислама инородцами равносильно абсолютному отречению от национальности, языка и всех прежних верований, почему инородцы, принявшие магометанство, и говорят: «мы ушли в татары». Все инородцы, принявшие ислам даже в недавнее время и воспитанные мусульманской школой, утверждают, что они татары-магометане с незапамятных времён. Не меньшею странностью отличаются и некоторые другие татарские требования, как, например, о приостановлении русского переселенчества, об изгнании руссофикации из русских школ и т.д.»
Экзоэтноним «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. они продолжали именоваться своим исконным именем "чуваши". Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. в Чебаркульской крепости о причинах своего пребывания в Башкирии, сообщил: «Родом я ясашной чувашенин Казанского уезду, Арской дороги, деревни Верхнева Четаю» . Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей восстания 1735-1740 гг. батыр Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, чувашенин, меня обманул, да и мурза де чувашенин также обманул». Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас(чуваш).
Из письма Багина: «…Пропаганда ислама обыкновенно начинается так. В инородческих деревнях, в которых почва для этой цели достаточно подготовлена общим влиянием соседних татар, некоторые из жителей уже начинают обнаруживать чисто внешние и, по-видимому, незначительные признаки этого влияния: постепенно переменяют свой национальный костюм на татарско-магометанский, начинают носить коротко подстриженные волосы, женщины - повязывать платок по-татарски и т.д. Таких инородцев магометане называют «татарсымаками», то есть склонными к переходу «в татары», в данном случае слово татарин является синонимом слова - магометанин. Магометане начинают считать их своими, заводят дружбу; наконец, находится человек, который отпадает в магометанство и тем приобретает ещё большее расположение татар: ему магометане начинают оказывать материальную помощь и покровительство, дают ему различных товаров, и он открывает торговлю и, при деятельной поддержке татар-магометан, становится кулаком этой деревни и агитатором магометанства. С течением времени этот отступник богатеет и путём не столько устной пропаганды ислама, сколько материальным давлением, способствует отпадению от православия своих единомышленников. Когда число отступнических домохозяев достигнет до двух или трёх десятков, услужливые магометане заводят прежде всего школу, учитель которой учит детей и исполняет обязанности муллы, а затем кто-либо из купцов жертвует деньги на постройку мечети, и христианская деревня превращается в магометанскую. С внешней стороны для постороннего наблюдателя, отатаривание инородческих христианских селений происходит довольно просто, но если мы всмотримся во внутреннюю жизнь таких селений, психологических переживаний, проследим шаг за шагом борьбу христианства с магометанством, то увидим тяжёлую драму, - картину насилий на религиозной и материальной почве и юридическую беспомощность православных инородцев. Магометанское учение внушает ненависть к народам, не исповедующим ислам, поэтому и отпавшие от православия татары и отатарившиеся инородцы отличаются крайнею религиозною нетерпимостью к своим единомышленникам-христианам. Крещёные инородцы в отступнических селениях находятся в крайне стеснённом положении, так как на сельских сходах отступники, при сельском старосте из отступников же или магометан, не дают им возможности говорить о своих правах и нуждах без боязни быть избитыми, их притесняют при взыскании различных денежных сборов, требуя немедленной уплаты и прочее, тогда как перешедшие в магометанство пользуются при этом различными льготами. Положение крещён ещё беспомощнее в тех селениях, где отступники составляют 2/3 сельского общества. В таких селениях не отпавшие от православия инородцы являются положительно бесправными, так сказать, на законном основании: отступники, составляя 2/3 сельского общества, решают дело без участия крещен, даже и не призывают их на сход, и приговоры их, как составленные 2/3 наличного состава общества, являются с юридической точки зрения законными и беспрепятственно утверждаются подлежащим начальством. Вследствие этого отступники, являясь господами положения, всеми способами стараются притеснять крещён, и только переход в мухаммеданство избавляет их от этого тягостного бесправного положения в обществе. Эти условия создают, как по моим личным наблюдениям, так и отзывам приходских священников и учителей, насильственную пропаганду ислама: отступники, подстрекаемые и ободряемые татарами-магометанами, действуют сплочённо, а потому - безнаказанно, становятся всё более и более дерзкими в отношении к своим православным собратьям и не только притесняют их при каждом удобном случае, но даже при малейших поводах вступают с ними в ссоры и драку, так что православные боятся даже ходить ночью по улицам. При исполнении религиозных обязанностей и во время крестных ходов отпавшие, хотя и не делают прямых насилий над крещёными и духовенством, но всячески стараются помешать им своими кощунственными насмешками, натравливают, например, собак, выгоняют скот, засаривают улицы навозом и прочее. В силу этих обстоятельств, во избежание насилий и собственного самосохранения, православные инородцы вынуждены бывают переходить в ислам.»
В XIX в. у казанских мусульман имя "чуваши" в качестве самоназвания сходит на нет, Общеупотребительным в тот период становится конфессионим «мусульмане». Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шигабудина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по предложению Ш. Марджани был взят исторический термин «татары», как претензия на величие Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени – узбеки, каракалпаки и др.
Из письма Багина: «…Защита гражданской и духовной власти при таких условиях является немыслимой, так как отступники путём ложных показаний обставляют дело так, что остаются, за недостатком улик, безнаказанными. К числу инородческих селений, в которых отношения между крещёными-православными и отступниками наиболее обострились, относятся: Верхние Отары, Савруши, Елышево, Сатлыган Ключ, Три Сосны, Старая Икшурма, Нижняя Русь, Живут себе Усадом, Яныль, Важешур и Биер, Мамадышского уезда, Апазово и Янасал, Казанского уезда, Киязлы, Чувашская Майна, Ново-Чувашский Адам, Шама и Салтакаево, Чистопольского уезда.
Татарские муллы беспрепятственно приезжают в такие селения и открыто занимаются пропагандою ислама, открывают без разрешения начальства школы и прочее, одним словом - свободно хозяйничают в таких деревнях, и приходские священники, без содействия местной гражданской власти, оказываются бессильными в борьбе с этим злом. С объявлением вероисповедной свободы, муллы усилили свою пропаганду среди инородцев язычников епархии, причём, пользуются всевозможными способами и уловками, не исключая и распространения ложных слухов о том, что «Сам Царь велит всем инородцам переходить в магометанство», и что в русском государстве «теперь будет только две веры - русская и магометанская», и что, если они теперь не перейдут в ислам, то будут насильно крещены. Некоторые язычники верили этому и переходили в магометанство из боязни быть насильственно крещёнными, впоследствии же, когда убеждались в ложности подобных слухов, снова возвращались в язычество. Так, например, чуваши-язычники деревни Полевое Байбахтино(ныне д. Байбахтино Комсомольского района Чувашской Республики), Кошелевского прихода, Цивильского уезда, по сообщению уездного миссионера о. Зайкова, в числе 13 семейств обратились к Господину Казанскому Губернатору с просьбою о перечислении их из язычества в магометанство, на что и получили разрешение, которое было объявлено им через местное Кошелевское волостное правление Оренбургским магометанским духовным собранием, от 4 Мая 1907 года за N 3645, с причислением их к мечети деревни Урмаевой. Через 4 месяца, когда язычники-чуваши убедились, что им можно остаться по-прежнему в язычестве, большинство из перечисленных в магометанство 25 Октября 1907 года снова обратилось к Господину Губернатору с ходатайством об обратном перечислении их из магометанства в язычество, указывая в прошении, между прочим, что они ходатайствовали о перечислении в магометанство не по своему убеждению, а «в силу недоразумений и подстрекательства со стороны злонамеренных лиц». Это ходатайство их было также удовлетворено. По примеру Полево-Байбахтинцев возбудили ходатайство пред Господином Симбирским Губернатором об отчислении от магометанства и язычники соседних с Байбахтинской деревень Дувановой и Карабай Шимурши, Симбирской губернии, в числе десяти семейств, которые ранее также ходатайствовали о перечислении в магометанство по подстрекательству татар. Подобные факты в высшей степени важны для характеристики пропаганды ислама, так как красноречиво указывают на то, как татары злоупотребляют доверием инородцев и при распространении ислама пользуются противозаконными средствами. По сообщению уездного миссионера о. А.Николаева: «Отатаривание чуваш-православных и язычников Чистопольского уезда сильно двигалось и раньше, но ещё более усилится в будущем, так как татары Манифест о свободе вероисповедания перетолковывают чувашам всецело в пользу мусульманства с добавлением, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и САМ прейдёт в мусульманство» /Отчёт за 1907 г./.
За последнее время замечается усиленное стремление магометан к постройке мечетей в отступнических селениях, так как с постройкою мечети пропаганда ислама становится более свободною и как бы законною, при этом беспрепятственно открывается и школа, которая закрепляет отступников в магометанстве.»
Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А.Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» (в противовес христианам)». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи, «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: чувашей(мусульманской веры), татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар. Также по возможности исламизировать кряшен, чувашей-немусульманской веры и угро-финские народы края».
Из письма Багина: «… Постройка мечетей и школ производится на средства, жертвуемые богатыми татарами-магометанами, которые считают это дело, согласно с учением магометанства, своею религиозною обязанностью. Жертвы богачей на это достигают иногда очень крупной суммы, так, например, оренбургским купцом Ахмедбаем Хусаиновым, по сообщению татарской газеты «Юлдуз» /N 372, 1909 г./, завещано «в пользу мусульман» более полумиллиона рублей. Эта сумма составляется из 300,000 рублей наличного капитала и двух домов - в Нижнем Новгороде и Оренбурге стоимостью более 200,000 рублей. По завещанию Хусаинова доход с Нижегородского дома назначается в пользу Казанского медресе «Мухаммадия» и в пользу прихода «Галимджан хазрята» и учащихся в медресах. Проценты с капитала в 300,000 рублей завещаны в пользу школ, учащихся шакирдов, в пользу мечетей и прочего и будут распределяться и рассылаться в различные места особою комиссиею ежегодно в январе месяце.
Вопрос о постройках мечетей во многих местах Казанской епархии вызывает сильные волнения среди крещёных инородцев, против желания которых строятся эти мечети. Отступники, руководимые богатыми татарами - пропагандаторами магометанства, не жалеют средств на постройку мечетей и на ведение ходатайств о разрешении постройки их, изыскивают всевозможные способы к обходу существующих законоположений, предусмотренных Строительным Уставом. Так, например, в обход статьи 261 недостающее число прихожан приписывается к мечети из соседних татарских деревень, иногда даже за 15 вёрст, имеющих уже мечети и совершенно не нуждающихся в постройке их. Чтобы не быть голословным, укажу на постройку мечети у отатарившихся вотяков деревни Нижней Руси, Мамадышского уезда, где недостающее число прихожан приписано из татарской деревни Сосновый Мыс, находящейся в 15 верстах, и прихожанам-татарам этой деревни, если бы приписка эта не была фиктивной, пришлось бы, чтобы попасть в свою мечеть, проехать мимо трёх селений с мечетями. При отводе места это обстоятельство почему-то не было принято во внимание ни местным становым приставом, ни волостным правлением, и постройка мечети была разрешена. Притом, православные жители деревни Нижней Руси неоднократно обращались к духовному и гражданскому Начальству с просьбою о недопущении постройки мечети, но почему-то их просьбы были оставлены без последствий, и они, в силу необходимости, должны были примириться с этою постройкою.
В деревне Баймурзино, Тетюшского уезда, татары-магометане и отступники от православия, составляя только третью часть населения деревни, построили мечеть против желания двух третей православного населения этой деревни, несмотря на то, что православные противились даже отводу земли под постройку мечети. Здесь магометане нарушили права своих однообщественников-христиан, а для этого они исходатайствовали ВЫСОЧАЙШЕЕ разрешение на постройку мечети, причём, несомненно, в своём ходатайстве не указали ни на своё положение в обществе, ни на протесты христиан против этой постройки. Местная администрация, очевидно, отнеслась к этому делу недостаточно внимательно, и интересы православных этой деревни, несмотря на все их ходатайства, оставлены без внимания.
Подобные факты отражаются на религиозном настроении православных инородцев деморализующим образом и как бы подтверждают ложные слухи, распространяемые татарскими агитаторами о важном значении магометанской религии и о покровительстве ей со стороны Правительства.
В виду важного значения постройки мечетей и школ при них в отношении пропаганды ислама и отатаривания православных инородцев в ущерб государственным интересам, крайне необходимо обратить серьёзное внимание на этот вопрос и не под каким видом не разрешать постройки мечетей без соблюдения не отменённых ещё законоположений, предусмотренных Строительным Уставом. Принимая во внимание то обстоятельство, что постройка мечетей в селениях с смешанным из отступников и инородцев-христиан населением не может не производить соблазна на последних, испытывающих вследствие этого религиозные колебания, необходимо неуклонное соблюдение статьи 262 этого Устава, которая гласит: «По магометанским приходам, Оренбургскому Духовному Собранию подведомственным, построение мечетей, независимо от требуемого предшедшею статьёю 261 для сооружения оных числа прихожан, допускается в таком только случае, если от построения мечети не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с христианами магометан и новокрещёных татар». Поэтому для ограждения интересов инородцев-христиан при разрешении вопроса о постройке мечетей, необходимо сношение гражданского Начальства с духовным.
Чрезмерное размножение мечетей нежелательно не только в смысле ослабления магометанской пропаганды среди крещёных инородцев, но и в интересах, хотя бы материальных, татарской народной массы, которая с постройкою мечети берёт на себя обязательство содержать не только мечеть, но и вероучителей при ней. Как известно из татарской периодической прессы, вопрос о содержании мулл обостряется и начинает уже вызывать протесты со стороны народа, почему передовые деятели мусульман, как видно из постановлений III всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде, выражают требование: «Всё мусульманское духовенство должно получать определённое и достаточное содержание и должно быть уравнено во всех правах с православным духовенством» /Постановления, стр. 9./. Но ведь тогда потребуют материального обеспечения и уравнения в правах с православным духовенством и чувашские «иомзи», черемисские и вотские «карты» и т.д. Едва ли Государственное Казначейство будет в состоянии удовлетворить требования татар, так как и православное духовенство не обеспечено «определённым и достаточным содержанием». При том, постройка мечетей часто не вызывается действительными потребностями, так как и в настоящее время мусульманское население в удовлетворении религиозных нужд находится в несравненно лучших условиях, чем православное. Так, по статистическим сведениям за 1894 год /Памятная книжка Казанской губернии за 1893 - 94 годы. Казань, 1894 г./:
Церквей в сёлах было 483
Мечетей................ 779.
По сведениям за 1908 год -
Церквей в сёлах состоит 589, с городскими - 699.
О числе мечетей сведений не имеется, но, несомненно, что их число за 15-летний период времени возросло приблизительно до................................................... 900.
Число православного белого духовенства по сведениям 1904 г. числится....... 3736 чел.овек муж.ского пола.
Магометанского.......... 3658.»
Как известно Оренбургское магометанское духовное собрание (Уфимское духовное магометанского закона собрание, ОМДС, Магометанское духовное управление) - первая официальная организация мусульман всей России, созданная по указу Екатерины II в 1788 году. Кандидатура муфтия Оренбургского собрания после избрания мусульманским сообществом должна была утверждаться императором. Местом нахождения всероссийской мусульманской организации была и остается Уфа. Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект. Хотя он не нашел поддержки у казахов, башкир, ногайцев и других мусульманских народов того времени. Известный ученый, муфтий Духовного Управления мусульман (1922-1936 гг.) Ризаддин Фахраддин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания имя (татары) , упоминаемое в русской исторической литературе и подразумевающее монголо-татар, обесчестили себя».
Далее священник Багин подробно указывает данные в основном по чувашам, принявшим ислам под влиянием татарско-исламской пропаганды с 1905 по 1909 годы. Багин их считает православными, хотя скорее не были эти новоявленные чуваши-мусульмане глубоко верующими христианами.
Из письма Багина:По документам XVIII в., касающимся открытия Казанского наместничества в 1781 году, территория которого равнялась настоящей Казанской губернии, мы имеем следующие статистические данные о племенном и вероисповедном составе Казанского края* (* Д.А.Корсаков. Сборник материалов по Истории Казанского края в XVIII веке. Казань. 1908 г.), взятые, вероятно, из материалов третьей ревизии, начатой в 1762 году.
Крещёных. Некрещёных. Всего.
Татар......10631 человек.......66072 человек.....76703 человека
Вследствие этих и последовавших затем отпадений инородцев в магомеметанство, численность татар сильно увеличилась, а число чуваш - уменьшилось; замечается сравнительно меньший с нормальным и прирост населения черемис, мордвы и вотяков. По сведениям Губернского Статистического Комитета за 1904-й год численность инородческого населения Казанской губернии представляется в следующем виде:
«…N 24 ВЕДОМОСТЬ о числе вновь отпавших от православия в магометанство после ВЫСОЧАЙШЕГО манифеста 17 Октября 1905 года крещёных инородцев Казанской епархии по 1 Января 1909 года.
Число отпавших обоего пола Мамадышского уезда:
1. село Большие Савруши............................... 266 человек
2. село Старая Икшурма................................. 379 человек
3. деревня Три Сосны.................................... 245 человек
4. село Верхние Отары.................................. 526 человек
5. село Яныли............................................. 143 человека
6. деревня Живут - себе Усадом...................... 73 человека
7. деревня Сатлыган Ключ.............................. 85 человек
Казанского уезда:
8. село Апазово........................................... 599 человек
9. село Крещёный Янасал.............................. 24 человека
В различных селениях Тетюшского, Чистопольского, Свияжского, Спасского и Цивильского уездов отпавших в магометанство, от 5 до 15 человек в каждом селении, всего............... 654 человека
Итого................ 2994 человека.»
У татарского историка - просветителя Марджани получилось то, во что видимо полностью сам не верил, хотя в первое время не было на это никаких надежд, т.е. в возникновение народа историческим именем татары, из многих компонентов в своей основе, коренного этноса волжских болгар-чувашей.
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.
Правда состоит в следующем. После завоевания Казани стала появляться категория людей под названием крещёные татары. То есть некоторые татары стали православными. Мало кто знает: такая категория людей была в почти каждой татарской деревне. Но многие только формально являлись православными. Всё это держалось лишь под страхом. Поэтому не удивительно, что при малейшем послаблении всегда начиналась так называемая реисламизация, то есть обратный переход в ислам.
Вот именно это и происходило постоянно с конца 18 века до 1917 года в татарском обществе. Чуваши здесь ни при чём или почти ни при чём. Чуваши, если и переходили в ислам, то в мизерном количестве. Исключения, которые только подтверждают правило.
Филолог ,ври да знай меру. Болгары значит были мусульманами ,а чуваши уже нет ? Большинство чуваш до 18 были мусульманами. Только после долгих "уговоров" и "указов" ,обязывающих поволжских мусульман называть себя татарми ,а чуваш-мусульман отправляющих на каторогу к концу 19 века их осталось в "мизерном количестве". Надо наверное рассматривать весь эшолон ,а не последний вагон в эшелоне.
Хăвилолăк, ху малтан вулама вĕрен унтан çынпа ĕретлĕн калаçма хăнăх.
Унчченхи калаçăва малалла тăсса. Енчен те тутарсен йышĕ 19-мĕш ĕмĕрте шутсăр вăйлăн ÿссе кайнă пек туйăнать пулсан, ку тĕне кĕнĕ тутарсем (крешшĕнсем) каялла ислам патне таврăннипе (каларăмăр ĕнтĕ, çакна реисламизаци теççĕ) çыхăнма пултарнă. Çырсатухусенче крешшĕнсем ун чухне тутарсенчен уйрăм графара пулман-и-ха?
Аха, çав. Çынпа калаçатăмччĕ,анчах та Акапасар çын пулнине никам та пĕлмеç. Робот.
<br>Тутарсем пирки. Тутарсене ытти çĕртрен куçарса кильсе хушса пынă. Хусана ильнĕ чухнех ногайсем Мускавсемпе союзла пулни çинчен ан манăр. Сăмахран. ""В 1722 г. Петр 1, возвращаясь из иранского похода, дал указание переселить часть сулакских ногайцев во главе с Довей-Мурзою на Волгу ""
Между 1719 и 1745 происходит убыль касимовских татар на 18 процентов.Миграция в основном шла в Казанскую губернию.В 1552 году 10-тысячное войско Еникея Темниковского участвовало в завоевании Казанского ханства и часть мишарей осталась на завоеванной территории для контроля над местными татарами.Часто рассказывают о том, что мишари «раньше», «вначале» жили вместе с чувашами, а потом последние постепенно «исчезли», т. е. отатарились. Указывают на потомков чувашей, сообщают о наличии в центре села или неподалеку от него старого чувашского кладбища. Такие предания наиболее широко распространены среди сергачских, кузнецких и хвалынских мишарей. Так, например, в селе Старый Атлаш Старокулаткинского района Ульяновской области, которое, по преданиям, было основано выходцами из Алатыря на месте чувашского села, одну из улиц называют «Чываш урамы» («Чувашская улица»), некоторых жителей села считают представителями четвертого-пятого поколения потомков чувашей; кроме того, есть место, которое называют «Чываш мазары» («Чувашское кладбище»). В селе Старый Мостяк того же района, большинство основателей которого, по рассказам старожилов, были из Темникова (Төмән), до сих пор живут потомки чувашей. Рассказывают также, что село Октябрьское Неверкинского района Пензенской области основано служилыми татарами, которым земля была пожалована Петром I в 1712 г. на месте чувашского села. Старожилы утверждают, что прежнее название его — Могилки (по-татарски Мазарлы) — связано с тем, что в центре села сохранилось старинное чувашское кладбище. Еще пример – в селе Базлово (Бозлау) Спасского района Нижегородской области, основанном, по рассказам местных жителей, на месте чувашского села, сохранились чувашское кладбище и киремети. Число таких примеров может быть умножено по территориям бывших Саратовской, Симбирской, Нижегородской и других губерний.В преданиях в числе основателей некоторых сел упоминаются пленные крымские татары (Татарская Лака Пензенской области), крымские татары и ногайцы (Ахметлей Николаевского района Ульяновской области), ногайцы (например, Новый Вершаут Петровского района Саратовской, Нагаевка Карсунского района Ульяновской областей, Новые Ишли Дрожжановского района Татарстана и т. д.). Ногайцы, видимо, в ряде случаев были полностью ассимилированы мишарями, местами они оказали определенное влияние на формирование окраинных мишарских говоров (в Рязанской, Тамбовской, на севере Ульяновской областей).
И.Д. Биккинин,
Анланатăр пулсан,чылай чух, чăвашсем пурăннă çĕре тĕрлĕрен служилый тутарсене куçарса килсе вырнаçтарнă. Патшалăх тата имамсем ,кĕске вăхăтрах чăвашсене "тутарлатнă". Служилый чăвашсене "çар ĕсĕсемпе" катая илсе кайса каялла таврăнма май паман. Патшалăхĕ ятарласах халăхсене пăтратнă. Паян чăвашсене Мускава ĕçлеме кайма хĕсĕрлеççĕ, вĕсен вырăнне китаецсене те ильсе кильме хатĕр. Нимĕн те улшăнман,пăтратнă халăха çаратма тата иттлеттерме чылай чух çамăлтарах.
Ăнланатăр пулсан .Тутарсем нихăçан та Крымран хан ярса пама ыйтман. Чăвашсем ыйтнă. Паян, кунти тутарсен ытларахăшĕ тутарланнă чăвашсенчен , ятарласа патшалăх куçарса кильнĕ служилый тутарсен тата имамсен аллине парса "тутарлатнисем".
Вот именно это и происходило постоянно с конца 18 века до 1917 года в татарском обществе. Чуваши здесь ни при чём или почти ни при чём. Чуваши, если и переходили в ислам, то в мизерном количестве. Исключения, которые только подтверждают правило.