Сперва на сайте Союза чувашских краеведов (СЧК), затем в столице Чувашии Чебоксарах появился красочный плакат-приглашение на Всечувашский Симек, который состоится 25 июня 2016 года на московской автомагистрали М-7 (630 км) в этногородище «Чемень карди». Праздник посвящен чувашским землячествам и районным (региональным) отделениям краеведов.
Некоторые пункты программы праздника показались мне интересными. Например, конкурс между 16-ю деревнями по чувашской кулинарии, проведение девушками опахивания городища («хӗр аги»), установка памятных знаков в честь исторических лиц, посетивших малосундырский край в прошлые века.
Мы побеседовали с председателем СЧК Сергеем Сорокиным, руководителем комитета ЧНК «Чувашская деревня» Эдуардом Бахмисовым, руководителем Центрального совета чувашских старейшин Виталием Станьялом и прояснили некоторые исторические и организационные моменты.
– Скажите, пожалуйста, что такое «Чемень карди» и почему именно здесь обосновался Центр краеведения и туризма?
— «Чемень карди» — историческое название поля возле деревни Малый Сундырь Чебоксарского района, напротив Шомиковского поворота на Волгу. Легенды про царя-богатыря и защитника чувашского народа Чеменя (Теменя) записаны не только в Чувашии, но и в Тюмени. У деревни со времен Ивана Грозного был перевалочный пункт русских воинов, идущих на Казань. На этом стане под названием Старый в 1722 году побывал Петр Первый. Потом появились ямская и почтовая станции, двухэтажный дом начальника, постоялый двор, конюшни, кузница, каземат для арестантов, питейный дом, казачьи казармы. На Волге и здесь с 1236 года (уже 780 лет!) проводилось народное вече Хравути поххи. Места эти памятные, потому и выбрали их для Центра краеведения.
— Праздник обозначен как Симек. Но симек и синьзе никак не связаны с землячествами и краеведческими походами. Причем тут землячества?
— По чувашскому календарю симек, синьзе — части трехнедельного «каникулярного» периода уява, когда крестьянин в дни синьзе освобождался от тяжелых полевых и лесных работ. И стар, и млад выходили на хороводы, молодежные игрища, занимались рукоделием. Уяв начинался Симеком и закрывался 12 июля ярмаркой Пӗтрекке (Питравка).
Председатели землячеств, посетив однажды «Чемень карди» по инициативе лидера Совета всех чувашских землячеств Юрия Зорина, единогласно решили провести День землячества на традиционном Хравути Поххи. Более четверти века землячества нового формирования работают успешно — почему бы им не провести свой праздничный смотр? Наши «станы» их ждут с нетерпением.
— Что такое девичья пашня? Разве это женское дело — пахать и сеять, да еще в дни всеобщего отдыха?
— «Хӗр аги» — древнейший ритуал чувашского народа. Говорят, что-то подобное в мире есть еще у парсов в Индии. Девичью пашню по-другому называют «тимӗр карта тытни» (обведение железной ограды). Это проверка населенного пункта или своего стана на нечисть, болезни и ворогов-лазутчиков. Когда на утренней заре непорочные девушки в белом одеянии окольцовывали становище или деревню легкой бороздой, община проверяла свои хозяйства, колодцы, погреба, инвентарь и военное снаряжение. В это время никто не имел права выходить за борозду. Виновных и неизвестных лиц наказывали, лазутчиков казнили.
Наш «хӗр аги» — напоминание о древней культуре и о необходимости беречь природу, свое окружение и здоровье.
— Интересно узнать о конкурсе чувашской кухни. Что будет из себя представлять национальная кулинария на Всечувашском Симеке? Кто и как соревнуется?
— Конкурс чувашской культуры питания и образцовых блюд и напитков в Центре краеведения ныне проводится во второй раз. В прошлом году на Кӗр сӑри был грандиозный набор неисчислимых яств и питий. Участвуют жители всех 16 населенных пунктов Вурман-Сюктерской сельской администрации. За этим следит сам глава администрации Олег Ерманов, прошлогодний победитель по рыбным деликатесам.
Ныне каждый стан (все деревни в «Чемень карди» имеют свой становой домик, очаг, столы) на конкурс обещал выставить отдельный стол по выбранному им виду кулинарии. Поощряются прежде всего традиционно-праздничные, редкие, оригинальные блюда и напитки. А их удивительно очень много!
Аксакал Виталий Станьял показывает книги «Мир чувашской культуры» и «Чӑваш сӑмахлӑхӗ-10». Неизвестных мне названий блюд в них в разы больше, чем известных! Молочные — ӗнери, кӑрт, хаймак, чӑкӑт, сӗтек, ҫӗве; мучные — картлама, капартма, кӑстӑмпи, качмак, кӗлче, кульмак, кукӑркка, кулама, куптӗрме, пишку, тинкӗле, пашалу, пӑвӑрсак, хӑпартлу, пюремеч, юсман, йӑвача, хутлама, чепчек, хуплу; мясные — тултармӑш, пельаш, виҫтук, тӗтӗркки, сутта, картофельные — нюч, пӗтӗркки, такками, муҫтанка; напитки — мӑрсала, максӑма, симпыл, кӑрчама...
«Приходите на Всечувашский Симек с ручкой и тетрадью! — сказали мне на прощанье краеведы. — Запишете рецепты понравившихся вам блюд и напитков. Вся пища будет из своего сырья — чистая, здоровая, полезная!»
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.