За последние два года мне не встретилось хотя бы одно серьезное обсуждение литературно-философской проблемы, обзора прозы или поэзии, анализа переводов с чувашского на русский...
Штатного критика в журнале «Тӑван Атӑл» нет, семья ИД «Хыпар» печатает произведения постоянных ходоков по редакциям. Отдел литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук обзором и критикой текущей литературы заниматься перестал. Кафедры чувашской литературы университетов и институтов в основном корпят над собственными диссертациями, планово воспроизводят дипломные работы или поурочные разработки прежних лет в виде сборников трудов. Союзы писателей (говорят, что их в Чувашии аж четыре штуки) за плату штампуют самиздатовские недоспелки – до литературных дерзаний и художественных эталонов им дела нет.
В общем, на литературном фронте Чувашии самотек. Командующие меняются, проводятся «местные бои» за должности, премии и звания, но качественных перемен не произошло.
Не слышно о каких-либо литературных акциях по ведомству Министерства образования и молодежной политики республики. Загадочная ситуация! Со школьниками по своей инициативе возится администратор Чувашского народного сайта Николай Плотников. Проводит конкурсы, премирует активистов, ходит и водит писателей на встречи с учениками, издает книги детских произведений («Асамлӑх ҫулӗ — Волшебная дорожка»). Редко иногда инициативные учителя, руководители литературных кружков готовят сценарии внеклассных занятий, выпускают любительские сборники стихов и рассказов своих питомцев. Ни о конкурсах, ни о престижных премиях со стороны Союзов писателей и Министерства образования не слышно.
Следит ли за процессом развития детской литературы, поощряет ли лучших руководителей кружков Институт образования? Следят ли хоть одно районное или городское управление образования и детская пресса – газета «Тантӑш» и журнал «Самант»?
Кажется, нет. Может, на самом деле возиться с литературой не надо? Обходились же наши прадеды в дояковлевские века без книг и газет. И детей в школу отдавать не хотели. И жили — подразумевается — нормально, без литературных мечтаний, реклам и рецензий.
Решили вернуться к тем временам? Не от компьютерной цивилизации сейчас спроса на книги не стало — шкала ценностей в постсоветской России изменилась. Школьники читают по принуждению — вкуса к чувашскому чтению или слушанию ни семья, ни школа не прививают. Пенсионерки по привычке по-чувашски читают любовные истории Ангелины Павловской, Ульхи Эльмень, Зинаиды Сурпан, Елены Нарпи и выручают библиотекарей в подсчете голосов.
Вокруг — бушующий книжный океан. Море художественной литературы плескается в книжных издательствах «Новое время», «Своя типография» — во всех государственных и частных «печатнях». Денежный автор сегодня очень нужен издателям и меньше всего читателям. Толкователей новых хороших произведений нет, даже нормальной рекламы книг не видно.
В сфере пропаганды художественной продукции стараются некоторые литературные объединения и выпускают либо альманахи, либо антологии («Литературное Порецкое», «Литературный Новочебоксарск», янтиковский альманах «Между Кубней и Алью», антология литературы Цивильского района, «Антология писателей-красночетайцев»). Единственный бесплатный рекламщик чувашской художественной, научно-популярной, историко-краеведческой литературы — Национальная библиотека республики. Она с упоенной настойчивостью продвигает в массы программу «100 лучших чувашских книг» и проводит традиционный конкурс «Читающая Чувашия», регулярно организует презентации новых «шедевров» и творческие вечера писателей. Республиканская детско-юношеская читальня разрабатывает методички и электронные книжки, угомона не знают районные, городские и сельские дворцы книг Министерства культуры.
По-боевому действует Республиканская детско-юношеская библиотека. В современной детской литературе, конечно, есть в чем порыться. Можно наткнуться на «Мячик-попрыгунчик» или услышать «Плач не рожденного ребенка» Николая Ижендея, найти «Квадратные сны» и «Золотое яблоко» Марины Карягиной, встать на «Весы души» и увидеть «Распахнутое сердце» Валентины Тарават, поймать солнечные лучи в ледяной воде Елен Нарпи, встретиться с легендарным героем Чувашом в обществе Галины Матвеевой, послушать лесную историю у Ордем Гали и найти «Корзину с грибами» у Светланы Гордеевой, попасть в «Воробьиный юг» Льва Кадкина.
В детском литературном лесу много еще чего примечательного. А если все книги и книжонки прочитать вперемежку с сородичами из мировой классики и помечтать повнимательнее? Не знаю, как оценил бы Добролюбов, но у нас явно некому сказать что-либо доброе и справедливое ни малым, ни большим мастерам.
Чествование победителей одиннадцатого конкурса «Читающая Чувашия – 2016» (проведенного, заметьте, совместно с государственным издательством) было поставлено по европейскому стандарту шикарно. Образцовые музыка, песни, танцы, видео. Дипломы, грамоты, призы, цветы. Библиотекарям и писателям. Орден Бичурина от Союза чувашских краеведов.
Этот конкурс распределяет места среди писателей по справкам библиотек. Голоса, разумеется, больше всего дают земляки и читатели, которые встречались с авторами. Разве это плохо? Пусть каждый автор живет среди читателей, тогда и печатающийся у ИП автор может победить (как победил нынче Станислав Отрыванов с вурнарской сагой).
Но пока у читателя (да и у большинства авторов) поцелуйно-песенный вкус — даже не детективно-фантастический или эпико-героический. Поэтому кто все-таки должен определять идейно-морально-художественную ценность произведений? Книжная лавка, киоск или общество садоводов? Или ХХII век?
«Есть два ряда деятелей на всяком поприще: одни своими делами творят новую эпоху, действуют на будущее, другие действуют в настоящем и для настоящего. Первые бывают не признаны, не поняты, не оценены и часто даже гонимы и ненавидимы своим современниками...» (Белинский, ПСС, VII , 135). Слава богу, пока в чувашской литературе есть гонимые поэты, и прозаики тоже есть.
Когда Союз профессиональных писателей Чувашии проснется от дремоты, обяжет себя позаботиться о сортировке произведений по качеству и объявит престижный конкурс, тогда, возможно, критерии оценки станут адекватными. Но и это не будет выходом из . Любой серости открыты двери других союзов, а у них (особенно у сообщества Михаила Юхмы) звания и премии куда круче.
Подъем мастерства и новаторства в чувашской литературе, и в детской тоже, на сегодня так и не наблюдается. Разведем руками: разве это зависит от кого-либо из нас?
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.