Афганистан не только в памяти районов Чувашии. Он вписан в историю всей России. Долго еще будет биться боль Афгана в душе бойцов-афганцев, их родственников и земляков. Оставившим жизнь в горах далекой страны сыновьям чувашского народа открыли мемориальные доски на зданиях школ и родных домах, открыли памятники и стенды, написали книги, поставили фильмы.
Помню, по свежим следам выпустил книжку о своих земляках журналист Петр Лаштай, издали книги краеведы Яков Зайцев, Николай Малышкин. О своей службе и мытарствах друзей повествовал в романах педагог-писатель Анатолий Хмыт. Теперь мне подарили книгу полковника ФСБ Вячеслава Мартынова «Афганистан в судьбах моргаушцев» (Чебоксары: Своя типография, 2022). По своей привычке литературного критика, позволю себе кратко высказать мнение об издании.
По жанру книга ближе к энциклопедическому справочнику, снабженному сведениями про девятилетнюю войну в 1979-1989 гг., с операциями контингента советских войск в Афганистане, черно-белыми и современными цветными фотографиями, воспоминаниями, письмами и стихами бойцов. Предисловие написал участник бойни Афгана, известный земляк, генерал-лейтенант Станислав Воронов. Книга подготовлена основательно, верстка и дизайн, вся полиграфия отличны.
«Из числа уроженцев и жителей Моргаушского района на афганскую войну были призваны более 200 солдат, семеро из них погибли на этой войне» (с. 30). Их имена на видном памятнике, «угасающем куполе парашюта», на развилке дорог М-7 у Москакасов. Это первый памятник в Чувашии героям Афганистана. Возник он по инициативе верных и доблестных афганцев, в том числе – Сергея Кошкина, Николая Васильева, райкома комсомола.
В своеобразной энциклопедии, собранной воедино Вячеславом Мартыновым, портреты и судьбы 214 уроженцев района, проходивших проверку огнем в Афганистане. 61 воина-афганца наградили медалями и орденами. Моргаушцы и чебоксарцы чтят память Героя России из Кашмаш Николая Смирнова и других отважных своих сыновей. Конечно, воюют крестьянские дети не за медали и звания, но так повелось, что по наградам причитается честь человеку. Книга тоже считает награды, но не забывает скромных, терпеливых, добросовестных и отважных солдат. Несколько раз встречается напоминание о затерявшихся наградах. «Может, и не скромно об этом говорить, но со слов командиров мне известно, что два раза был представлен к боевым наградам, но они где-то затерялись» (с. 163). Заслуженные награды терялись и в Отечественную войну, и потом тоже. Смелые, оставшиеся в живых бойцы или их родственники проверяли и находили награды. Случайно героев не отодвигают, документы просто так не теряются. Чуваш никогда за награды не чесался, и этим иногда штабные крысы втихаря пользовались. Это факт.
Не остается загадкой, почему чувашских солдат в частях ставят в пример, почему чувашские парни в Гражданскую, Отечественную, в Чечне, Сумгаите, Осетии были мужественными и умелыми в действиях. Думаю, что в них сказывался вековой опыт дедов, слывших лучшими стрелками, моряками на защите родной земли. Когда чувашам запретили иметь оружие и железо, полностью лишили военной и праздничной одежды, покорители трагически унизили перед миром чувашского мужика, воина-защитника. Но душу отнять, характер сломать не смогли. Не гордиться продолжателями подвигов покорителя Парижа Василия Григорьева, взявшего Берлин Федота Орлова, всем героическим старшим поколением, не держать их за образец чести – значит, нарушить наказ «чӑваш ятне ан ҫӗрт!» и становиться чурбаном никудышным! В чувашах до сих пор презирают духом слабых. Истинные солдаты отечества были самыми почитаемыми, самыми уважаемыми в обществе.
Моргаушцы, потомки булгар и гуннов (топонимы Сыбай, Адабай, Итакут и др. – гуннские термины военных званий), и они испокон боевиты, трудолюбивы, скромно горды и памятливы. Об этом твердят их памятники, книги, повседневные дела, аккуратно обработанные леса, поля и реки. Мне раньше и сейчас приходилось бывать на моргаушской земле и в других районах. Праведное отношение к делу, службе, к обязанностям здесь видно сразу. Так было и на Балтийских скалах, и в Афганских горах, где они проливали кровь за честь страны. Так вели себя упорно и настойчиво и на мирном фронте, по-евтихиеандреевски, сказал бы я сейчас, вспоминая знаменитого председателя колхоза.
Всматривайтесь в лица молодых ребят, в их краткие биографии. Попробуйте понять мысли и желания. Тогда заговорят мемориальные доски, улицы их имен. Прочитайте рассказы вернувшихся к мирной жизни. Тогда зримыми становятся воспоминания достойных бойцов – стрелков, водителей, танкистов, артиллеристов, вертолетчиков, связистов, санитаров – участников той далекой войны, их матерей, сестер. Читал эти воспоминания как художественные произведения. В них от жизни сюжеты, действия, герои и жертвы.
15 февраля 1989 года последний солдат перешел через мост Амударьи на Родину. Этот день афганцы отмечает как День святой памяти защитников мира и добра. Это у моргаушцев уже превратилось в ритуал. Его нужно продолжать и после уже редеющего ряда афганцев. В памяти героев войн хранится сила духа народа. «Афган не Отечественная война, нужна ли была она нам»? – спрашивает автор. Он же отвечает: «Солдат войну не выбирает». Они долг воина выполнили честно, с убеждением в правоте помощи соседнему народу, не нарушая наказ держать честь имени чуваша.
Наши лучшие сыновья отдают силы, молодость, жизни на священных войнах. Народ не забывает воинов. Чествует всех поименно. Так должно быть.
Книга В.В. Мартынова стала настольной в Моргаушском районе. По ней проводят встречи, уроки памяти, часы мужества, экскурсии школьников в Калайкасинский спецмузей, походы благодарности в деревни славных патриотов... Пусть так будет повсеместно и надолго.
Виталий Станьял
Фото со страницы газеты «Ҫӗнтерӳ ҫулӗ» в соцсети «ВКонтакте».
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!