Когда юношеским быстрым шагом проходит около нашего дома народный артист России Николай Григорьев или встречаю его супругу, тоже народную артистку Нину Ильиничну, непременно вспоминаю всю их труппу выпускников ГИТИС 1961 года и незабываемо триумфальные спектакли тех лет. Какие талантливые, одухотворенные, несказанно красивые были они, молодые наши Ромео и Джульетты, Тудимеры, Айдары, Нарспи и Сетнеры! Время неумолимо летит, молодость уходит, только светлые, окрылявшие душу образы минувшего надолго остаются в памяти...
На этот раз воспоминания о чувашских артистах возникли при чтении книги «Актеры, любимые народом» (Чебоксары, 2018. 492 с.), составленной заслуженным артистом Чувашии Геннадием Кирилловым (первая часть: 1918-1960) и журналисткой Марией Митиной (вторая часть: 1961-2018) к 100-летию Чувашского государственного Трудового Красного Знамени академического драматического театра имени К.В. Иванова. Разные справочники не раз издавались о наших писателях, художниках, композиторах, журналистах, юристах, аграрниках, и вот – об актерах одного театра! Замечательная книга, хотя без объяснительного предисловия, но зато – с фотоиллюстрациями. Открывается она алфавитным именным указателем от А (Айзмана) до Я (Яковлева), но портретные очерки в книге даны в хронологическом порядке. Вся история, репертуар и библиография чувашского главного театра изложена в лицах, и любознательный читатель найдет здесь немало интересного.
Первым в первой части идет корифей театра Иоаким Максимов-Кошкинский, рядом – Ольга Ырзем, Петр Осипов, Ульяна Шерпике (Тимофеева), художник Константин Катнуй (Васильев). Мне есть что вспоминать, с каждым из них приходилось беседовать для газеты и для души, расспрашивать о событиях грозных лет Гражданской войны. Высокого интеллекта были первые профессиональные деятели театра. Одержимые. Как организаторы чувашских театров в одном ряду должны стоять Кошкинский, Талмрза, Иван Мучи. Увы, в истории театров начальный период все еще освещается однобоко. Все-таки, корни главного театра – в боевых красноармейских театрах.
Народные артисты СССР Борис Алексеев, Алексей Ургалкин, незаменимые Ефим Никитин, Виктор Родионов, Николай Степанов, Геннадий Терентьев, Елена Шорникова, живая легенда Вера Кузьмина. Будут ли сиять такие яркие звезды в постяковлевском чувашском театре? Будет ли любить и лелеять национальный театр в интернетно-электронное время чӑвашла вӗрентмен молодежь? Найдется ли боевой и талантливый новый Кошкинский после Яковлева, чтобы чувашский театр продолжал и развивал вековую традицию народной школы эстетического и этического воспитания?
Меня приятно обрадовали список артистов Казанского периода, статьи о многострадальной Елене Мироновой (Алюновой), про пленного Федора Паймука (Блинова), ставившего во время войны в Берлине чувашские завуалированные антифашистские спектакли. Гражданская война, 1937 год и Великая Отечественная война проглотили несколько видных чувашских артистов. Хорошо рассказано о погибших на фронте Михаиле Кокки, Григории Ашмарине, рядом с Тани Юн помещены материалы о репрессированной чете Петре и Антонине Медиковых… О других тоже нужно бы замолвить слово в «Чувашской сценической (или театральной) энциклопедии». Такую энциклопедию надо начинать готовить и охватить все театры, а также другие состоявшиеся творческие коллективы нашей художественной сцены.
Мы можем смело гордиться своими театрами и талантливыми, преданными искусству трудолюбивыми, скромными актерами. Чувашские театры среди многонациональных театров – уникальные. Они возникли в массах и в сложнейших бурях ХХ века честно и неизменно служили родному народу и стране.
Первым во второй части справочника идет художественный руководитель театра, кавалер многих орденов и званий Валерий Яковлев. Этот период театра – яковлевский. Вслед за отрядом Яковлевых-Григорьевых идут группы воспитанников ГИТИСА, Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (Любовь Федорова, Валентина Трифонова, Владимир Семенов, Андриян Павлов, Алевтина Николаева-Шилова, Николай и Светлана Корчаковы, Любовь Галимова) и три выпуска Высшего училища имени М.С. Щепкина – первая студия 1983 года (Геннадий Медведев, Иван Иванов, Валерий Софронов, Валентина Ситова, Валентина Иванова, Надежда Кириллова, Надежда Воюцкая, Александра Зайцева, Александр Кураков, Николай Сергеев, Василиса Петрова, Галина Кузнецова, Николай Котеев), 1993 года выпуска (Александр Яковлев, Светлана Андреева, Аркадий Андреев, Сергей Иванов, Наталия Сергеева, Ирина Садовникова, Петр Садовников), третья студия 2002 года (Марина Яковлева, Надежда Зубкова, Ирина Верьялова, Елизавета Хрисанфова, Валерий Карпов, Алексей Герасимов, Арсентий Димитриев, Ирина Иванова, Александр Демидов, Лилия Петрова, Александр Петров, Григорий Федоров, Алексей Степанов) , Казанского университета культуры и искусства (Екатерина Спиридонова). Теперь уже властелинами сцены становятся мастера из своего Чувашского института культуры и искусства (Эмилия Назарова, Евгений Урдюков, Сергей Павлов, Оксана Драгунова, Светлана Лукиянова, Анна Кудряшова, Василий Иванов). Они, как повествует книга, не менее одаренные и вдохновлены творчеством. Так и должно быть. Современным артистам, казалось бы, легче – не нужно заниматься сценой между основным делом, как первому поколению. Но и труднее, чем их предшественникам – интернет и кино создают неимоверный конкурс и зачастую отодвигают на задний план истинное природное дарование.
К каждой визитке внимательно присматривался, определял по местам рождения – канашские, марпосадские, саратовские, самарские, янтиковские, шемуршинские (аж трое из мне знакомого Асанова), четайские (примечательно, что у них проводится традиционный фестиваль в честь рано ушедшей Ирины Садовниковой), кугесь-чебоксарских земляков немало – драматург Николай Айзман, режиссер Константин Иванов, первый заслуженный артист Кирилл Егоров, Леонид Семенов, Светлана Михайлова, Наталия Сергеева… Заслуженные, незамеченные, стремящиеся и не спешащие…
Зрители сами могут оценивать творчество любимых актеров и земляков, а после спектаклей каждый может подробнее узнать о понравившемся актере – на то и книга персоналий «Актеры, любимые народом». Замечательно, что из артистов появляются театроведы. С большим интересом, например, восприняты книги и статьи о театре заслуженной артистки Надежды Кирилловой «Щепкин шкулӗ».
На склоне лет все чаще вспоминаются рано ушедшие ровесники-друзья по театру Валерий Евдокимов, Юрий Кольцов, Вячеслав Кудряшов, земляки Иван Иванов, Валериан Лебедев, дружественные Николай Булаткин, Геннадий Большаков, Борис Данилов, незабвенный мой учитель по драмкружку в пединституте Петр Иванович Иванов и талантливый ученик по Бичурга-Баишевской школе Николай Корчаков. Вспоминаются их лица, роли, встречи, беседы, и перед глазами встает весь театр со старым и новым зданиями, со сценой, с артистами в ролях и в жизни. В моей душе наш академический театр звенит как весенняя звонкая песня, как юность искренняя, романтически возвышенная. Пусть он будет таким и для многих других зрителей и, конечно, для всех актеров.
Спасибо, книга, за добрую встречу с любимыми лицедеями.
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!
Тимер Акташ // 1771.45.1280
2019.04.23 08:45 | |
Лешкукша // 2714.77.3186
2019.04.29 16:15 | |
В год театра =полная чувашская театральная энциклопедия нужна ! Станьял правильно пишет. |
Наш Станьял пичче мастерски владеет пером чувашским и русским.
Аван!