Александр Владимирович Жиркевич , Иван Яковлевич Яковлев, Алексей Иванович Яковлев.
Мне представляется, не ошибусь, если скажу, что так называемое "Завещание Ивана Яковлевича Яковлева" является самой раскрученной, самой часто используемой в обыденной нашей жизни и самой узнаваемой "фишкой" из всего философского наследия великого просветителя. Особенно это касается той части, где говорится о вечной преданности русскому народу ("старшему брату", если использовать современную фразеологию). Можно сказать, оно, это "Завешание", стало идеологическим документом на все времена и на все случаи жизни. Об этом я сейчас долго останавливаться не хочу. Речь пойдёт о другом.
Когда говорят о "Завещании И.Я.Яковлева", обычно имеют в виду его так называемое "Духовное завещание".
Гораздо меньше известно насчёт его политического завещания.
Тем не менее оно есть. Существует.
Для этого следует открыть последние страницы мемуаров великого просветителя, полное издание которых датируется 1997 годом.
Каково моё политическое завещание родному мне чувашскому народу?
Дальше идёт изложение этого самого политического завещания:
Политику я всегда не любил, ею не занимался и советую будущим чувашам никогда в политику России не вмешиваться, помня прежде всего, что чуваши – слишком ничтожная величина по отношению ко всему великому русскому народу.Завещаю чувашам, что бы ни случилось с Россией, жить с нею, разделяя ее радости и горе, какое бы государственное устройство в ней ни существовало. Если в России осуществится республика, пусть и чуваши будут верны республике.
Твердо верую, что не может погибнуть многомиллионный русский народ. Значит, если вера моя осуществится, не погибнет и чувашское племя – пока тесно будет слито с общей Родиною Россией.
Я всегда был монархистом. Я не думаю, чтобы вернулась самодержавная монархия. Но я признаю, что можно учредить такое монархическое правление, при котором хорошо будет житься всем подданным, всем народностям, всем вероисповеданиям – правление, при котором не будет преобладания узконациональных, узкоклассовых, узкорелигиозных интересов, как это было в России при самодержавном строе.
Нелепо отделять церковь от государства. Государственная жизнь должна быть проникнута вся духом истинного христианства и на этом пути прогрессировать.
Тот же прогресс в слиянии с Россией, в духе Евангельском, завещаю я и сердечно любимому мною чувашскому народу…
Может быть, текст этого (политического, как высказывается сам просветитель) завещания И.Я.Яковлева до сих пор на чувашский язык не переведён. (А может, кто-то уже успел перевести, ну и слава богу тогда). Предлагаю свой перевод:
Мӗнлерех-ха манӑн тӑван чӑваш халӑхне парас политикӑлла халалӑм?Политикӑна эп нихҫан та юратман, унпа аппаланман тата ыранхи чӑвашсене те Раҫҫей политикине хутшӑнма сӗнместӗп, чӑвашсем аслӑ вырӑс халӑхӗпе танлаштарсан чӑтма ҫук пӗчӗк кап пулнине асра тытмалла.
Раҫҫейпе хуть те мӗн пулсан та, чӑвашсене унпах, унӑн хавасӗсемпе хуйхисене пайласа, пурӑнма пехиллетӗп, — кирек мӗнле патшалӑх тытӑмӗ ҫиеле тухас пулсан та. Раҫҫейре республика пулас-тӑк, республикӑна парӑнса пурӑнмалла.
Нумай миллионлӑ вырӑс халӑхӗ пӗтмессе хытӑ шанатӑп. Эппин, ку шанчӑк тӳрре тухсан, чӑваш йӑхӗ те пӗтес ҫук — енчен те пӗрлӗхлӗ Атилӗхпе Раҫҫейпе тачӑ тӑрсан.
Эп яланах монархист пулнӑ. Ӗмпӳлӗхле монархи каялла таврӑнӗ пулӗ теместӗп. Ҫав вӑхӑтрах монархилле тытӑма мӗнпур ҫынсемшӗн аван пулмалла майлаштарма май пуррине ӗненетӗп: кашни ҫынна, кашни халӑха, кашни тӗне юрасан, вара нацилле хӗсӗк, класла хӗсӗк, тӗнле хӗсӗк интерессем, Раҫҫей ӗмпӳлӗхӗнчи пек, ҫиеле тухмӗҫ пулӗ тетӗп.
Чиркӗве патшалӑхран уйӑрни — тӳнтерле пулӑм. Патшалӑх пурнӑҫӗ чӑн-чӑн христианлӑх сывлӑшӗпе варӑнса тӑмалла та ҫак ҫул-йӗрпе малалла каймалла.
Ҫавӑн пекех ҫаваншкал ҫул-йӗрпе, Раҫҫейпе пӗрлешсе, Евангели хакӑлӗпе пыма пехиллетӗп эпӗ хам чӗререн юратакан чӑваш халӑхне те...
Как известно, мемуары Ивана Яковлевича Яковлевича были записаны Александром Владимировичем Жиркевичем. Следовательно, последний является в какой-то степени и соавтором указанного завещания.
Кроме того, тут мог иметь место "вклад" сыновей И.Я.Яковлева, прежде всего Алексея Ивановича Яковлева.
Подлинных представителей чувашского народа вокруг нашего патриарха, в периоды написания "политического завещания", равно и "духовного завещания", скорей всего, не было. Ибо его сыновей называть таковыми никак невозможно. Во всяком случае, опрометчиво так заявлять. Они не знали чувашского языка, выросли, не соприкасаясь с чувашским населением, что подтверждается и их отцом.
И.Я.Яковлев хӑйӗн вӗренекенӗсемпе пӗрле. Н.В.Овчинников карччынӗ
Таким образом, перед нами сегодня имеются Политическое завещание (ПХ) и Духовное завещание (ӐХХ) И.Я.Яковлева.
Кроме того, и в других местах, связанных с философским наследием И.Я., имеются моменты, напоминающие завещание. Вот отрывки из воспоминаний М.Юмана, где он приводит слова патриарха (на чувашском языке):
Чее пулӑр. Эпӗ ҫамрӑк чухне иезуит Игнатий Лойола вӗрентнине тишкерсе пӗлтӗм. Чӑваша чеелӗх кӑна ҫӑлать.Чӑвшсене ӑсталӑха вӗрентӗр. Сӗтелҫӗсем, тимӗрҫӗсем пулма тӑрӑшчӑр чӑвашсем. Ав Катӑш мӑкшисем Романовсем вӑрманпа тир завочӗсем турӗҫ.
Пире мул кирлӗ. Суту-илӳ тума вӗренме кирлӗ. Пӗр букварь кӑна пире тӑрантараймӗ. Капитал пустарас пулать. Ав кенеке ҫапакансем Токаревпа Сысоев мужиксем пулнӑ, халӗ мӗнле ӗҫ ҫавӑрса чӑмӑртарӗҫ....
Мана Победоносцев шаккаса каларӗ: "Чӗрере те, пуҫра та чӑвашсен турӑ кӑна, турӑш кӗлетки кӑна пултӑр" — терӗ. Ҫапах та пысӑкрах шухӑшлама тӑрӑшар эпир. Эпир начар мар вӗт...
Ҫырӑва вӗрентессине ан чакарӑр. Вырӑс тӗнӗпе пупсем, ман шухӑшпа, чӑвашсене культура пусми ҫине хӑпарма пулӑшрӗҫ. Вӗсем халӑха юмӑҫ вӗрӳҫӗсенчен пистерчӗҫ. Умра библи кӗнеки, чӑвашла библи, вӑл ӗненсен те, ӗненмесен те питӗ усӑллӑ япала...
(Юман, Мӗтри. Суйласа илнисем. Шупашкар, 1997 — С.322, 325.) Оставляю пока эти слова Ивана Яковлевича по воспоминаниям М.Юмана без перевода.
Кто-то может подумать, что всё это не заверено самим патриархом. Это — правда. Но ведь и ПХ (политическое завещание), и ӐХХ (духовное завещание) тоже созданы не без участия сторонних людей... Это не только моё мнение.
Обратите внимание, есть высказывание И.Я.Яковлева о 100 000 словах, 100 000 песнях и 100 000 вышивках чувашей. И оно, это высказывание, дошло до наших дней благодаря опубликованным в чувашском календаре 1962 года воспоминаниям А.А.Анастасина, племянника Ивана Яковлевича, — который ухаживал за своим пожилым родственником в последние годы его жизни. Тоже ведь как бы "не заверено".
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!
Анатоль // 7379.9.1342
2018.05.20 02:32 | |
Если бы русские научные круги написали про Ломоносова , что он просветитель русских , то это выглядело бы банально и смешно. Почему мы чуваши не можем избегать этого термина про И.Я. Яковлева ,что он просветитель, доказывая тем самым научному миру, из какой темноты мы выбрались в конце 19-го ,в начале 20-го в.в., при этом забывая про нашу Великое Булгарское прошлое, описанное опять же знаменитыми русскими лингвистами и историками . Сколько же надо иметь пядей во лбу, чтобы научится обходиться другими терминами. Напрашивается: опять надо просвящать наш чувашский народ от тёмного засилья некоторых очковтирателей. | |
Agabazar // 3740.96.4121
2018.05.20 14:32 | |
В русском языке слово "просветитель" имеет какое значение?
У слова "просвещение" какое значение? В русском языке у этих слов ничего уничижительного нет. Наоборот! Просвещение — это круто! Просветитель — это круто! Кого и чего в нынешнем мире больше всего не хватает? Не хватает просветителей и просвещения. Кстати, именно ввиду осутствия всего этого мы не ценим упоминаемую вами Волжскую Булгарию и выдумываем вместо неё всяких там "суваров", "чаушей" и прочих. Почему так происходит? Потому что не хватает просвещения и просветителей! | |
Agabazar // 3740.96.4121
2018.05.20 14:42 | |
Другое дело, у соответствующего чувашского понятия, считающегося как бы эквивалентом русских слов "просвещение" и "просветитель", смысл совсем уж искривлённый.
Вот с этим я вполне согласен. Невозможно раз и навсегда и бесповоротно "выйти в свет" . Нет! Просвещение — это непрерывный процесс, оно никогда не заканчивается. Если так посчитаешь, то ты, можно сказать, пропал! Движение вперёд не может быть остановлено. Люди, пожалуйста, просвещайтесь! Не останавливайтесь! | |
Agabazar // 4703.4.9359
2018.05.25 23:54 | |
"Малалла, чăнлăх патне!" — терĕç кунта.
https://chuvash.org/blogs/comments/4633.html Тĕрĕс. Анчах та чăвашăн чăнлăхĕ вăл — И.Я.Яковлев. (Пропогандистсем çăрса-унаса тунă Яковлев мар, чăн-чăнни! Чăн-чăн Иван Яккăлльччă!) Çапла вара, чăнлăх пирки асăннă пулсан та, пурпĕрех çапла пулса тухать: Малалла, Яковлев патне! https://chuvash.org/blogs/comments/4622.html | |
Микула // 9259.3.8429
2018.05.26 16:05 | |
Малалла ,Яковлев патне тесе кăшкăрашни хыçĕнче пуш-пушах ,нимĕн те çук. Чăваш кунне уявланă пекки тунă чухнехи сленг кăна. Бюджетран уйăрнă укçана расхутлама пухăннă хыççăн вакум кăна юлса пырать. Кăçал та хăшĕ мĕн ăслине каланă,мĕнле çĕнĕ ĕç пуçланă ? Кĕрекере йăваланса çÿресе ним çук çĕртренех мухтанасси вăл ĕç мар. Каялла чакса пынă чух маллалла утатпăр тесе ăсран тайăлнисемпе сутăчăксем кăна калама пултараççĕ . | |
Agabazar // 4151.04.8643
2018.05.29 06:48 | |
Микула, эс вара кам патне тата мĕн патне малалла каясшăн? Мĕн çуталса тăрать сан умăнта?
Коммунгизм патнелле утмалла-ши пурин те? Е пирĕн Раççей пĕтĕм тĕнчене çавăрса илессе кĕтсе пурăнмалла? | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.05.29 08:20 | |
Христианский прорусский миссионер И.Я. Яковлев в современной психиатрии мог бы характеризоваться как носитель "Стокгольмского синдрома" — это понятие из психологии, характеризующее ситуацию, когда человек, подвергающийся какой-либо агрессии, проявляет симпатию и сострадание к своему насильнику. В подобной ситуации жертву насилия не обуревает гнев или протест, а, наоборот, она начинает чувствовать психологическую связь с агрессором, пытается оправдать его действия, а в некоторых случаях даже перенимает его идеи и приносит себя в «жертву» добровольно. Одним словом, синдром заложника, стокгольмский синдром — это тождественные понятия. | |
Agabazar // 3840.5.8688
2018.05.29 12:27 | |
Мĕн пĕр япаланах çич-сакăр хут çыратăн? | |
Анатолю // 1878.34.7214
2018.05.30 09:11 | |
Да, Анатоль, вы правы. Чуваши почему-то всё время доказывают, что они вышли из темноты и безграмотности в 19 веке и, при этом, постоянно твердят, что они от великих предков. Наивностей от нижеплинтуса до неба... | |
Agabazar // 2029.53.6407
2018.05.30 13:41 | |
Кам вăл "чуваши"? Ятсăр тролльсене, ботсене "чуваши" тетĕр-и эсĕр? |