Процесс становление автономии и государственности чувашского народа в 1917-1925 годах полон загадок и темных пятен. Широкой общественности практически не знакомы чувашские деятели тех времен и произошедшие события, среди научной общественности нет целостной и непротиворечивой исторической картины. Слабо проанализированы внутренние причины и мотивация участников людей, принимавших судьбоносные решения для чувашской нации, так и других народов России.
Одним из таких принципиальных вопросов – это предложение Сталина чувашским левым эсерам в апреле 1918 года Даниилу Эльменю и в мае т.г. Александру Краснову создать Чувашскую Автономную Республику, что называется простым росчерком пера Совнаркома РСФСР, как это было в марте сделано в отношение Татаро-Башкирской Республики. А оба ведущих чувашских деятеля категорически отказались от этого предложения! Почему?
В советское время это трактовалось как их классовая незрелость, антибольшевистская и эсеровская позиция (И.С. Максимов-Кошкинский, Я.К. Павлов в 1950-60-х гг.). В постперестроечное время это трактуется как «отсутствие политической воли, морально-психологическая и интеллектуальная неуверенность» и неспособность оценить перспективность сталинских предложений. Со своей стороны, после ознакомления с имеющимся массивом архивной информации и литературы по этому вопросу, считаю, что причина не в партийных предпочтениях или нехватки ума отдельных людей, а нечто в ином...
Полагаю, что дело тут в точной и продуманной дипломатической «просоветской» риторике, которая в начале 1918 года была выработана Дмитрием Петровым-Юманом. В частности, он соединил прежнюю «лукавую» фразеологию Чувашского национального общества 1917 года о недостаточности среди народов Поволжья интеллектуальных сил для национально-территориальных автономий в регионе с тезисом о полупролетарском характере чувашской нации. Риторика Юмана получила массовую поддержку среди чувашского движения, особенно в ее просоветской части, при этом эффективно вынуждая большевистское правительство считаться с особенностями народов Поволжья. Именно она отвечала национальным интересам чувашского народа в то временя, а также в перспективе дала возможность добиться равноправия со всеми народами России.
Проще говоря – если бы Эльмень и Краснов «клюнули» бы на «вкусный сыр», то быстро бы потеряли все прежние достижения не только чувашского движения предшествующего времени, но и всех народов Поволжья и Приуралья. Более того – началась бы масштабная и кровавая гражданская война между своими же.
Сегодня, также приведу аргументы в пользу того, что чувашские, татарские и марийские деятели, отодвинув вопрос о создании автономных республик в Поволжье на 1920 год, получили возможность укрепить свои политические позиции. Без этого никто бы из них свою автономность и государственность длительное время не удержали бы.
Итак, в ходе сегодняшней встречи Исторического клуба будут подняты следующие вопросы:
Далее в аудиофайле:
Прямые ссылки на приложения (если не просматриваются):
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!
Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.30 18:36 | |
Акапасар береги свои нервы.Спорить нет смысла. Выйди и спроси на улице у прохожих .В любом случаи они будут не на твоей сторне. | |
Agabazar // 1565.25.8158
2018.04.01 08:39 | |
Акапасар береги свои нервы.Спорить нет смысла. Выйди и спроси на улице у прохожих .В любом случаи они будут не на твоей сторне.Ну и слава богу! Скажем хотелось бы прочесть фундаментальный труд по истории чувашского народа 15 -первой половины 16 века. Такого труда до сих пор нет.В.Д.Димитриев. Чувашский народ с составе Казанского ханства. — http://www.hamlet.ru/?view=item&id=27246 Не в обиду будет сказано, но ты, господин Ялтан, никаких "фундаментальных трудов", скорей всего, не осилишь. Тебе пока нужны не "фундаментальные труды", а адптированные до твоего уровня пересказы и другие "повести". | |
Микула // 9259.3.8429
2018.04.01 12:47 | |
В составе Казанского ханства -это труд написанный в тоталитарное время партийным и служилым историком. На фундаментальный труд ,при всем уважении к Дмитриеву,не тянет. Тезисы там наверняка партийная организация утверждала. На счет "адаптирования" это вам надо в гум. институт обращаться. Их труды ,я уверен ,никто и не понимает,по одной простой причине.Работа написанная только ради кандидатской или докторской состоит в основном из тезисов и терминов значения которых даже авторы до конца не поняли. Чтобы вас понимали ,надо чтобы вы сами чего то понимали. Кто же ваш бред поймет,если вы и сами не разумеете то что сами понаписали. | |
Микула // 9259.3.8429
2018.04.01 12:53 | |
Дмитриев несомненно был одним из лучших историков советской историографии,но был партийным и служилым историком. Его вклад в истрическую науку несомненно велик,но не стоит и преувеличивать то что он сделал. Он сделал то что ему было позволено,а позволено было очень и очень мало. | |
Микула // 9259.3.8429
2018.04.01 13:07 | |
Видать совсем оскудела историками "чăваш çĕршывĕ", если версию Николая Мефодьева не могут ни оспорить и не подтвердить наши доморощеные историки. Тем временем "военная версия происхождения названия чувашского народа"продолжает свое победное шествие по разным сайтам интернета. Что ж ,пусть так все и будет ,пока быстрее интернета ничего не придумали. Быстрые как молния,профессионалы во всем,лучшие стрелки со знанием судоходства, владеющие огнестрельным оружием,старшие,первые,ведущие -вот что скрывается под наименованием народа чуваши. На сегодня выходить что это единственно правильная версия ? С чем Вас всех и поздравляю. Рады вы этому или нет, но "противникам" версии видать уже крыть нечем. | |
Agabazar // 1565.25.8158
2018.04.01 13:53 | |
Микула, ты кто такой? Ленин что ли?
Кыш отсюда, твои "бесплатные" тексты здесь никому не нужны. Если сапожник, то не суди выше сапога. Если хочешь судить повыше, то иди, учи мат часть. | |
Микула // 9259.3.8429
2018.04.01 15:00 | |
Акпасар ,про матчасть это любимая присказка Мадам и Алатар. Следи за текстом,а то постоянные проколы у Вас (в смысле у вас двоих).Грубите точно как Мадам и пытаетесь перехитрить оппонента как и Алатар. Лучше быть просто сапожником чем филологом -сапожником,как некоторые ... Вопрос чувашской автономии нормальный историк не может рассматривать без связи с 16 веком и с тем благодаря чему мы стали чувашами. Историк во всем должен искать взаимосвязь. | |
Agabazar // 2492.17.0329
2018.04.01 16:50 | |
Ачам, ку статьяна Акапасар мар, Щербаков Хоспочын çырнă. Эппин акапасара мар, çавна, çтатья çыраканнине вĕрент.
Чăваш пулса тăрайман-ха эс, ан каппайлан. Чăваш пулса тăма нумай пăтă çимелле санăн. | |
Сергей Щербаков // 1940.38.5810
2018.04.01 19:20 | |
Действительно, а что другие скажут по существу моего нынешнего выступления?
По вопросу условий вхождения чувашей в состав Московии я уже выступал на других лекциях и писал об этом. Именно там было бы уместней вести диспуты о В.Д.Димитриеве... | |
Валерий // 1829.10.5170
2021.05.07 08:55 | |
Начало организации Чувашского автономного объединения относится к 1920 г. 24/VI декретом ВЦИК и СНК образована Чувашская Автономная Область, в состав которой были включены из Казанской губ. Цивильский, Ядринский и Чебоксарский уезды в полном составе, 5 волостей Козьмодемьянского уезда: из Симбирской губ. — 3 волости Курмышского уезда и 6 волостей Бунского уезда, т. е. районы, в которых чуваши осели компактной, почти сплошной массой. Декретом ВЦИК от 21/IV 1925 г. Чувашобластъ была преобразована в Чувашскую АССР в своих прежних границах: 20/VII новым постановлением ВЦИК к ней были присоединены Алатырская (с городом Алатырем), Порецкая и Кувакинская волости Алатырского уезда Ульяновской губ.
Атлас Союза Советских Социалистических Республик . Изд. ЦИК СССР, 1928 https://www.prlib.ru/item/397253 <s></s> |