В селе Ильина Гора Ядринского района время словно остановилось. Убери электрические столбы — типичное купеческое поселение позапрошлого века. Те же приземистые, и тем похожие на миниатюрные крепости, дома жмутся друг к другу по затяжному склону на двух улицах — Мира и Зеленой. Ведут они к православной церкви Пророка Божия Илии. Но закрыты на замок ее врата без священнослужителя. Потому якобы некому передать приход.
Вместо паломников к святому месту изумительной красоты по сплошному месиву липкой грязи «скользит» старик. Картинно размахивает рукавами видавшей виды фуфайки, едва держится на ногах. Как поравнялся с нами, оказалось, что и не дед он вовсе. Средь бела дня в большом подпитии. На вопрос о житье-бытье сначала оскалился щербатой улыбкой, а потом вдруг озлобился. Мол, чего заезжие господа в туфлях его душу бередят? Как жить, если работы вокруг нет. А вот раньше…
Наверное, жить воспоминаниями нынче входит в моду. Однако самих жителей старинного села не удосужились спросить, так ли это? Местная власть почему-то больше о былом печется, чем о создании условий для достойной жизни. Вот два года назад валуном ледникового периода увековечили за околицей стоянку бунтарской армии Пугачева. Спасибо, что подсуетился фермер Леонид Белов. С помощью администрации Ядринского района он привез из Ивановской области камень кварцит. Старожилы, ссылаясь на легенды, передаваемые из поколения в поколение, определили место, где располагался лагерь мятежников. В народе его называют «Загунки». С крутого откоса как на ладони заливные луга и речные озерца. Напротив Ильиной Горы – Нижегородчина с селом Курмыш. В истории отступления Пугачева через Поволжье по реке Суре упоминается это селение, где жил и принял смерть от рук разбойников прототип одного из героев повести А. Пушкина «Капитанская дочка».
Несколько тропинок то ли рыбаков, то ли паломников чертят наискосок зеленую пойму. У самой воды след обрывается. Наверное, с того берега на этот перебираются на лодках. Два конца народной тропы так и не свяжутся никак: один упирается в берег, другой — в закрытые ворота храма.
А в прошлогодний Ильин день здесь шумели народные посиделки. С помощью самодеятельных артистов попытались воссоздать события 1774 года. Сам Л. Белов облачился в диковинные одежды, сыграв роль Емельяна Пугачева. Фермер считает, что жители должны помнить исторические факты родного края. Говорят, Леонид Николаевич был очень похож на предводителя крестьянского восстания. Теперь только вспоминать остается, как на спортивной площадке играли в волейбол, футбол, прыгали в мешках. Долго не смолкала музыка над Сурой на ильиногорской стороне.
Но праздники приходят и уходят. А жизнь в селе на берегу Суры, всего в 12 километрах от райцентра г. Ядрина, по-прежнему «катится по разбитой колее». Сразу же у первых домов, где обрывается асфальтовая дорога, века нынешний и давно прошедший меняются местами. Нет ни дороги, ведущей к храму, ни нормальных колодцев. «Не оттого ли, – шепчутся старики, – в июне напомнил о себе святой пророк Илия?» В святцах сказано, что «грозный белобородый старец Илия - повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных». От удара молнии загорелась трансформаторная подстанция. Для того, чтобы локализовать пожар, пришлось временно прекратить подачу электроэнергии в соседние деревни.
Вот такими историями живет старинное село. Неужели и в ближайшие годы его жителям ничего другого не останется, как лишь водить хороводы у памятного валуна?
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!