Алфавит, созданный Иваном Яковлевым принято называть «новым». Дояковлевская письменность называется старой чувашской письменностью. Что же это такое?
Это письменность (или совокупность письменностей, если учесть некоторый разнобой), на котором фиксировались чувашские тексты в 18-м и 19-м вв. до 1870-х годов.
Но уж никак не какие-то булгарские письмена, ибо они — совсем другая история! Дела давно минувших дней.
Была арабица, и были ещё руны. О старочувашской (среднебулгарской) арабице известно достаточно хорошо. Руны — более загадочная материя. Правда, доктор искусствоведения Алексей Трофимов попытался открыть их секреты. Однако эмпирического материала всё равно ещё недостаточно.
При всём при этом. я против того. чтобы отдавать первенство в утверждении новой чувашской письменности Белилину, Тимрясову, Рекееву или ещё кому то. Всё таки её необходимо связывать прежде всего с именем Ивана Яковлева.
Иван Яковлевич Яковлев учился в Казанском университете.
Однако у нас в таких случаях любят присваивать номера. И здесь такая же история: мол, ПЕРВЫМ из чувашей.
А это уже никак не соответствует действительности.
Потому что мы знаем про физика Кайсарова Андрея Васильевича (1787 е 1784 — 1854), он учился в Казанском университете с 16 февраля 1805 года.
.
Если учесть, что университет открыт в 1804 году, то этот Кайсаров вообще один из самых первых студентов оного.
Но и его я опасаюсь называть «первым из чувашей». А вдруг откроются новые данные и мы узнаем какое-то новое имя?
Тут не надо передёргивать. Национальный гнёт, социальный гнёт — всё это наследие советских, уже окостеневших, формулировок. Не вижу причин чтоб к ним особо придираться.
В раннем детстве не может быть национального угнетения? Почему же, вполне может быть.
Иван Яковлевич, вспоминая годы квартирования у Мушкеевых. вспоминает, как древняя старуха из этого дома зло обзывала его чувашлёнком. Правда. он говорит. что никакого зла на неё не держит, потому что никакого вреда она не приносила.
Но ведь дело даже не в этом. Раннее детство можно рассматривать как некий нижний предел, откуда начинается отсчёт. И этот период может и включаться в этот поток, а может и не включаться. Как в математике обстоит дело со строгими и нестрогими неравенствами. Больше или равно или просто больше.
Это письменность (или совокупность письменностей, если учесть некоторый разнобой), на котором фиксировались чувашские тексты в 18-м и 19-м вв. до 1870-х годов.
Но уж никак не какие-то булгарские письмена, ибо они — совсем другая история! Дела давно минувших дней.
Была арабица, и были ещё руны. О старочувашской (среднебулгарской) арабице известно достаточно хорошо. Руны — более загадочная материя. Правда, доктор искусствоведения Алексей Трофимов попытался открыть их секреты. Однако эмпирического материала всё равно ещё недостаточно.
При всём при этом. я против того. чтобы отдавать первенство в утверждении новой чувашской письменности Белилину, Тимрясову, Рекееву или ещё кому то. Всё таки её необходимо связывать прежде всего с именем Ивана Яковлева.