Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -5.7 °C
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.
(Эсхил)
 

Аçтахар Плотников: Ни складу, ни ладу

Аçтахар Плотников25.11.2020 15:0810098 просмотров

В Чувашии сейчас, как и прежде, остро стоят вопросы образования, языков, культуры. Недавно мы напечатали статьи Виталия Станьяла «Быть или не быть», Елены Енькки «Почему чуваш не чуваш» и письмо Станислава Убасси к руководителям республики и лично к министру образования А.Л. Салаевой. Ответа на них не последовало. Корреспондент нашего сайта снова задал несколько вопросов председателю Совета чувашских старейшин Виталию Станьялу, и его замечания мы адресуем вниманию Администрации главы Чувашской Республики.

— На ваш взгляд, каково нынче положение чувашского языка, семьи и школы?

— Хуже не было. Все чувашское в школе осталось на формальном уровне, для пуска дыма в глаза. Один урок в неделю по литературе в национальной сельской школе, а в поселковых и городских — ноль. Занятия идут без проверки, без оценки. Это разве учение?

Что в семьях? Видят, что давят на чувашский язык. В городских школах тысячи родителей чуваш после выступления В.В. Путина стали считать своим родным языком русский. Вроде бы логично. Деревни тоже торопятся обрусеть — кругом русская речь: в школе, в клубе, на телевидении и радио, в прессе. Хозяева тут же поменяли подписку с родного на русский язык. «Хыпар», «Тантӑш» перестали получать целые деревни. В моей деревне на 100 дворов нет ни одного экземпляра!

Чувашей воспитывают в русском единообразии со времен царей и хрущево-ельцинских реформ. Большинство, больше всего обрусевших, рады беззаботной и безалаберной жизни. Такой росчерк пера не в пользу ни государству, ни обществу.

Все это не ново. Тянется годами. Устали говорить. Мы, простые граждане, может, крупно ошибаемся, ноем и не любим Родину? Потому власть идет против чаяний чувашского народа? Об этом надо спросить у Эльтебера республики, Госсовета, министров. Предлагаю у них чаще брать конкретные деловые интервью.

Хочу напомнить, что пришло время кое-кого у нас однозначно вывесить на доску позора.

— По-вашему выходит, что браться надо за семью, школу и министров...

— Не только. Нужен дух нации, нужны объединяющие стремления и дела. Народ един не только в нужде и войнах. Сейчас не военные годы, но о тех тяжелейших временах напоминать современной администрации и молодежи надо. Хоть в стране дикий капитализм, но законы жизни остаются в силе. Пусть каждый гражданин республики знает историю, поймет неимоверный подвиг народа на фронтах и в тылу, прочувствует героическую стойкость наших бабушек и матерей, сестер, дедов и детей хотя бы на примере Сурско-Казанского оборонительного рубежа 1941 года. Я рад, что Эльтебер республики вспомнил это и обратил взор на народные чаяния. Хочу напомнить, что человека портят не знания и работа, а сытая обрюзглость.

Знаю, что чувашский народ живет и хранит проверенные судьбой традиции. Надежды на национальную интеллигенцию нет. Она растворилась в званиях и льготах. Писателей-публицистов не слышно. Деревенский народ, скрепя сердце, терпит и молчит. А что делать зависимому человеку?

Что делать? Ситуация как в шахматах — шаховая. Можешь — защищайся. Пока у языка не появится нужность в этой жизни, в нем необходимости никогда не будет. Государству хочется хлопнуть дверью перед целыми народами, но закрыть её полностью пора не наступила. Через пень колоду эта политика, вплоть до того, что нашему родному языку нет места даже на вывесках улиц, больниц, музеев и школ. Финансовая, духовно-творческая нищета нации и республики прикрывается всегдашними отговорками и разговорами чиновников. О духовном, умственном, нравственном потенциале республики их душа не болит. Насилу в нашу среду внедряются чуждые манеры, нравы и отношения. Это в корне вредно для моего народа.

— Часто спрашивают о чувашской вере. Что вы думаете об этнорелигии?

— Меня интересует философия и содержание чувашской веры сардаш. В течение многих веков она жестоко уничтожается, все равно живет, потому что по сути является не догмой, а учением жизнеустройства. Это в то время, когда в России — десятки разных вредных сект и религиозных ересей. Я встречался с амаксарскими мучавурамии и не видел вредного в их поведении и учении. К добру, любви, к жизни зовет этнорелигия. В книгах профессоров Антона Салмина, Екатерины Ягафовой ничего противочеловеческого не нашел. Почему бы один раз не обсудить чувашскую традиционную веру и не выразить справедливую оценку имеющимся в народе традициям? В чувашских традициях много ценного, общечеловеческого, а их настойчиво хотят заменить на европейскую вседозволенность и разгильдяйство. Вот другой пример, маленький, но яркий: стоимость безгонорарной скромной книги «Чӑваш пилсемпе кӗллисем» (2017) в 2 раза выше такой же по объему книги по фольклору в золотом тиснении. Как это неравенство понять?!

— Вы хотели что-то сказать об информационной политике...

— Да, меня давно волнует положение со СМИ. Объединенная официальная пресса всегда зависима от хозяина, она ведет игру с администрацией. Все же авторитет власти не в плакатности на газетных страницах! Все главные (хорошо оплачиваемые) редакторы смотрят в рот начальству и в то же время не объясняют народу обстановку в республике. Нет аналитики. В газетах нет проблем. Нет разговора с активными общественными организациями. Встречи с формальными общественным советом, женсоветом, с ветеранами, инвалидами даже близко не могут быть соотнесены с проблемами встреч с сельскими мухтарами, общественными Академией наук и искусств, Союзом краеведов, с членами советов старейшин на местах, родительскими советами при школах. Разве это трудно, их просьбы не жизненны и не выполнимы?

— Что предлагаете?

— В России гуляет разнузданное неравенство. Все покупается и продается. Противостоять этому мы не можем. Но как понять захват природных и подземных богатств страны небольшой кучкой людей и вывоз ими чести Родины за бугор? Как понять Госдуму Российской Федерации без работающего среднего класса, ну, хотя бы без учителей, врачей, культработников в составе депутатов?

Какова бы ни была система управления, народный контроль в государстве и ответственность перед делом нужны. Иначе миллионное транжирование, присвоение, воровство, алчность не унимаются. И на местах тоже. Все-таки честно надо признаться, что наши чиновники, депутаты стали вовсе не народными и делом мало занимаются.

Что может в таких случаях предлагать рядовой человек? Может о ситуации раздумывать, молчать и терпеть.

Как говорится, смотреть бы в корень и не валять дурачка.

 
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

Комментарии:

Agabazar // 3504.11.6349
2020.11.25 15:45
Agabazar
Может быть, следует обратиться с нашими чаяниями к президенту Азербайджана Ильххаму Алиеву?
КУКША // 3720.45.0743
2020.11.25 20:04
ПОРА РЕШАТЬ ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС. бУДЕТ ЧУВАШАМ ВЯЛЫМ МАТ, БУДЕТ!
Agabazar // 7518.5.3329
2020.11.25 22:55
Agabazar
Во время Великой Отечественной войны никто не поджимал чувашский язык. Никому даже и в голову не могла прийти такая мысль. Внимание к чувашскому языку в тот период только возрастало, а не наоборот. На почтовых узлах сидели чувашеязычные цензоры, проверяли письма отправленные на фронт и, особенно, приходящие с фронта. Никто не запрещал писать эти письма на чувашском языке. Только военную и государственную тайну запрещалось передавать. На любом языке! Хоть на русском, хоть на чувашском. Поэтому такие места в письмах военные цензоры, владеющие чувашским языком, обмарывали химическими карандашами. Не владеющих чувашским языком цензорами на работу не принимали.
При строительстве Сурско-Казанских оборонительных рубежей широко применялся чувашский язык.

Страницăсем: 1, 2, [3]

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Orphus

Другие языки

Баннеры

Счетчики