Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -5.7 °C
Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать.
(Л. Якокка)
 

Елена Енькка: Почему чуваш – Нечуваш (часть 4)

Елена Енькка13.09.2020 11:5212458 просмотров

точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. (А «Почему чуваш – чуваш» см. ссылка).

Причин этому явлению несколько:

1-я причина. Ложные стереотипы о чувашской народной культуре (об этом см. часть 1).

2-я причина. Негативизация этнонима чуваш с XIX и до конца ХХ в. (инвективная коннотация этнонима чуваш) (об этом см. часть 2).

3-я причина – звучание самого слова чуваш, в фоносемантическом и ассоциативном аспектах в русской речи (об этом см. часть 3).

Не секрет, что многие (но не все) из чувашей стеснялись и стесняются своей национальности, и это проявляется прежде всего в отношении чувашского языка. Например, материал из интернета (орфография сохранена):

…Молодёжь чувашская в осеовном разговаривает по-русски, стесняется родного языка…

…Я всегда стеснялась признавать тот факт, что я чувашка…

…практически все болезненно относилтсь к тому что их называли чувашами…

…сами чуваши с какого-то перепугу стесняются своего чувашского…

…мне не очень хочется говорить постороннему человеку свою национальность, я попросту начал стеснятся её … Родного языка я не знаю, культуру своего нрода тоже, родители говорят на русском…

…Они стесняются своей нации, говорят: русский я!, либо долго и пространственно объясняет, что да есть чуваши в крови, но тока пра-пра...дед...бабка и т.д. …

…Всё чаще стал замечать, что многие чуваши (особенно в городах) стесняются разговаривать на родном языке…

Надо признать что такой «чувашский синдром» имеет место быть не только у чувашей, например:

Этот пример, хорошо показывает как это больно: стестняться самого себя, своего народа, чувствовать себя хуже других, испытывать чувство неполноценности. (Эти ощущения не проходят даром, а особенно если они массовые, может развиваться то, что называется аутоагрессия, но это отдельная и очень непростая тема).

Следующий пример: верятно, именно с аналогичным синдромом связаны яростные поиски историков-антинорманистов, упорно ищущих славянские корни у скандинавских русских князей, хотя существует масса исторически достоверных доказательств того, что первые русские князья, создатели государства Древняя Русь, были не славянами (как впрочем и многие последующие правители). Опять-таки, пояляется чувство неполноценности – дескать как это, неужели мы, славяне такие отсталые, что не могли сами создать своего государства?, как это слово «русские» не славянское? И начинается поиск псевдофактов, хотя в истории масса примеров того, как кто-то приходил и делал для кого-то государство, а также масса примеров этнонимов, которые не происходят из языка этого этноса и т.п.

Это мучительное чувство «отсталости» толкает на поиск мифических «великих предков» и чем древнее тем лучше – шумеров, египтян, инопланетян и т.п. Такие «великие предки были» не только у чувашей, но и у других народов, в том числе и русских – в интернете масса примеров. (Особенно не повезло шумерам – оприходовали их все кому не лень, каких только «потомков» у них нет). Хотя надо признать и восхититься трудоспособностью и целеустремленностью всех этих фольк-историков.

Существуют разные варианты избавления от болезненного «чувашского синдрома», например:

1 вариант – отказ от родного языка, а особенно «оберегание» от него собственных детей, чтобы дети не испытывали мучительного ощущения стыда от своей неполноценности и от своей русской речи с акцентом.

2 вариант – отказ от собственной этничности (я – не чуваш) или отказ от родного «неблагозвучного» этнонима, смена его, например, на более благозвучное, например «сувар».

Что можно сказать об этих отказах? Ничего, имеют полное право, Конституция РФ это позволяет.

Кто-то использует оба эти варианта одновременно, для чувашей это нетрудно – оказаться и от языка, и от этнонима, тем более, что внешние данные это позволяют. Ярко выраженные антропологические особенности некоторых этносов, например у якутов, калмыков, народов Кавказа, являются сдерживающим факторов ассимиляции, а многим чувашам ничего не стоит «скосить» под лицо славянской внешности.

Есть и 3-й вариант – принять свою этничность, просто принять – мы – чуваши и всё! Как бы там не звучало это слово – смешно ли, неблагозвучно ли, скажите спасибо что не мат! Это наше слово и только наше, и язык наш, и более ничей! И это только наше дело беречь и сохранять его (о развитии языка говорить не приходится)!

Теперь чуть подробнее:

1 вариант – я не верю, что все чуваши отказывающиеся от своего родного языка очень спокойно, без ущерба для своей души, психики, переносят это.

Боль от возможной утери родного языка хорошо выражает этот текст, он взят у автора канала «Бобер» на Яндекс Дзене. Автор – русская, вышла замуж и живет в Бразилии, у нее трое детей:

Русский язык у моих детей не с потолка взялся. (5 сентября 2019 г.)

…У меня была долгая депрессия, когда я поняла, что мой родной ребенок по-русски говорить не будет, если я не смирюсь с тем, что отныне я должна бороться за этот язык в течение многих и многих лет…

…Все дело в том, что я боюсь, что однажды не смогу больше говорить с вами [детьми] на своем родном языке. С самыми моими родными людьми я не смогу говорить на родном языке! Я так боюсь, мне так больно об этом думать. Так страшно!

…Это язык моей страны. Это язык моей мамочки, которой с нами нет уже много лет. Это я сама, а в моих детях половина - русская. Отказаться от русского языка для меня все равно, что обрубить половину души моего ребенка. Каждого из трех. Говорить с ними на иностранном - все равно что потерять себя…

Много времени я пыталась понять, почему практически все учителя чувашского языка городских школ и все ученые-филологи-чувашеведы не говорили на чувашском со своими детьми, внуками. Ведь в 90-е годы (годы своеобразного ренессанса чувашской культуры и языка) это было вполне возможно и в городе. Причина, повторюсь, верятно, в глубоко сидящем чувстве собственной неполноценности, ущербности из-за своей чувашской этничности (плюс к этому «деревня-колхоз»).

Также много времени пыталась понять почему учили чувашскому языку всех школьников уже много лет, а результата не было – даже окончив школу с пятеркой по чувашскому, дети оставались безязычными – говорить не могли. В самом начале 90-х, когда только-только начали изучать язык в городских школах, была своеобразная эйфория – наш язык такой же как и русский, его также преподают в школах, вот скоро все заговорят по чувашски – ура-ура! И к этому прилагались значительные усилия, выработано три (!) поколения учебников разных авторов (такое есть только в Татарстане, в других республиках такой роскоши нет), учителя работали самоотверженно… Но с собственными детьми так и не заговорили…

Прошло около 30 лет с момента введения учебного предмета «чувашский язык» в городские школы, что изменилось? Более 100 лет изучаем чувашский язык и литературу в сельских школах, что изменилось? Результата нет, чувашеязычных становиться все меньше. Это было очевидно всем, но все равно, принципиально в преподавании языка ничего не менялось. Почему?

И вот теперь, прошу особо чувствительных далее не читать, я выражаю свое мнение, и не особо приятное, но боюсь что, к сожалению, слишком верное. Обязательность учебного предмета «чувашский язык», при его абсолютной неэффективности для русскоязычных детей – есть неосознанный фактор компенсации боли за чувство «неполноценности» своей этничности и своего родного языка. Своего рода «мест»: «наш язык (а соответственно и мы) был, да и есть, второстепенный, неполноценный и мы мучились, а вот теперь – вы мучайтесь – учите – нравится вам или нет!». Конечно, я в чем-то утрирую, преувеличиваю, но суть от этого не меняется.

Для детей бесполезно учить любой неизвестный язык 2-3 урока в неделю, максимум чему можно научить это «читаю и перевожу со словарем». (Это не значит, что такого предмета в школе быть не должно, но это отдельная тема).

Любая попытка изменения преподавания чувашского языка в школах, внедрения новых учебников вызывала «войну» среди пантеона чувашеведов. Крайне малая результативность современной системы преподавания языка была очевидна, но учебный предмет рассматривался как некая неприкасаемая святость, удобная для всех отчетов – вот как, дескать, дорогой наш народ, заботимся о языке! А на деле – с удовольствием обсудив очередные положительные явления развития чувашского языка, пантеон возврашался домой, к своим русскоязычным детям.

Пусть простят мне уважаемые мною ученые и учителя мою резкость и радикальность в высказываниях, но не время миндальничать, – наш язык в катастрофическом положении.

 

2 вариант. Отказ от этничности – это тот же «чувашский синдром» и вышеобозначенные его три причины. Это просто слабость…, не нами выбираются родина, родители, этничность. Это предопределено свыше, не спорьте с Богом – не отказывайтесь от собственной этничности.

Отказ от этнонима, по моему тоже слабость. Хотя мне искренно симпатичны суваристы, как личности, восхищает их энергичность, творческий поиск (основанный, к сожалению на исторически недостоверных данных, но это отдельная тема). Имеют право называться как хотят, но, все-таки, как мне кажется, здесь не только и далеко не столько якобы исторический факт, сколько именно «чувашский синдром». В результате – неуважение это к предкам нашим, типа: моя кукамай была всего лишь – Манефа Михайловна, а была бы Изольда Робертиновна – вот было да! :)

Очень яркий пример – хоккеист Овечкин. Представьте, как этого трехкратного чемпиона мира могли обзывать в школьные годы? Думаю, ответ понятен. И почему-то он не сменил свою неблагозвучную фамилию как, например, делают некоторые поп-артисты, а просто взял и сделал ее знаменитой (как впрочем и его родители). И сейчас, ассоциативно – Овечкин это – успех, победа, слава, и никак не «домашняя скотинка женского рода».

Еще пример – славяне. Известно, во многих европейскиих языках это слово этимологически связано со словом «раб», в английском – slave, немецком – sklave, норвежский – slave, французском – esclave, румынский – sclav и т.д. (эти слова происходят от «славяне», не наоборот). В ранем средневковье именно славяне, в основном, продавались в качестве рабов на международных рынках. И что? Ничего. Что-то славяне не собираются отказываться от своего наменования, а пиарят его как только могут и не могут…

Еще пример – слово скрипка. Ассоциативно – это классика, высокое искусство, прекрасная музыка. А теперь вдумайтесь, от какого слова произошел этот термин. От слова «скрип», скрипка – это то, что «скрипит», аналогично «трещотка», «жужалка», «тарахтелка» и т.п., но эти слова – смешные, забавные, а «скрипка» нет.

Что объединяет эти три примера? Сила духа. Что это, легче объяснить на примере дебюта Исландии в мировом чемпионате 2018 года. Все население Исландии в полтора раза меньше чем в одном городе Чебоксары, и эта крошечная страна сумела попасть в чемпионат мира, наряду с многомилионными странами (представьте себе команду Чебоксар на чемпионате мира:)). Как эта футбольная команда без милионных гонораров и без профессиональных игроков сумела сделать это!? Несомненно, что и без «силы духа» здесь не обошлось.

Чем мы хуже? Слабостью «силы духа».

Как ее заиметь? Нивелировать последствия трех вышеназванных причин.

Как это сделать? Узнать правду о самих себе – о своей истории и культуре.

 

Это я пытаюсь делать – донести правду, уже много лет, через школьный предмет «История и культура родного края» («Родной край», «Культура родного края»), надеясь, что новое поколение не станет стесняться своей этничности, и чтобы чӑваш был чӑваш.

 
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

Комментарии:

Микула // 9259.3.8429
2020.09.21 05:28
Евразиец, я свои "соображения" беру из жизни. Ничего не выдумываю. Не раз слышал "понаехали", "по-нарожали" ,"как это некультурно когда говорят на чувашском языке"... У вас все хорошо все отлично,только "враги кругом" ? Вот и чувашский язык встал вам поперек горла ? Учите внеклассно ? Совершенную дикость ведь несете . Гармошки ему не нравятся? Смотреть по телевизору нечего стало , только ненависть и деградация сознания ... Учить будут все, как только все наладится. Это точно. Ҫапла пултӑр.
Микула // 9259.3.8429
2020.09.21 05:49
Ложные патриоты будут делать все - врать и изворачиваться, на каждом шагу кричать о "ненужности" языка . Цель одна- отсечь подрастающее поколение от родного языка . В чувашском языке они видят для себя угрозу? Телевизионная ненависть ко всему "чужому"стала реальностью .Где то она воплощается в локальные военные действия , а у нас в вытеснении родного языка из школ . Некоторых, при постоянном падении уровня жизни, и то и другое как это не странно , сплачивает ? Язык сталь целью по которому непременно надо нанести сокрушительный удар? От этого рейтинг повышается ? Дикое время,дикие нравы ?
Agabazar // 3513.53.0096
2020.09.22 13:58
Agabazar
Аван-и, Микула!
Agabazar // 3513.53.0096
2020.09.22 13:58
Agabazar
Темскер, дубль кайрĕ-ха. Хуратма пулать, кăларса пăрахма çук.
Евразиец // 1977.69.9930
2020.09.22 17:54
"Учить будут все, - говорит Мигула, - как только всё наладится". Дай то Бог, как говорят. Однако к тому времени, когда всё наладится, так называемых "всех"(имеется, очевидно, народ) просто не будет. Всё и вся никогда нигде не наладится. Ведь вы все сами себе враги, подумайте... Поэтому у вас до сих пор ничего не получалось, а будет еще хуже. Крестьян нет, потому как нет феодалов... Промышленности нет, поскольку не знают, что или кто такой рабочий... Остались ни крестьянин, ни рабочий... Феодалов, дворян.. вообще никогда не воспитывали.
Остается решение одной загадки, почему у русских река "Волга", а у чувашей "Атăл"? А как будет Атăл на русском языке для чуваша?
Микула // 9259.3.8429
2020.10.06 06:17
Волга изначально название не русское ,а "финно-угорское". Остальные вопросы у вас какие то нелогичные. Кто кому враг(варяг) ? В чьих руках произошел развал экономики ? Могу сказать одно ,все решает "центр" и ответственность на места перекладывать не надо. Мы еще, несмотря ни на что ого го. Держимся и переживем многих и многих. Кайри мала в скором времени наступят говорят в народе. Чӑваш пӗтсен тӗнче пӗтет. Тӗнчене пӗтме памӑпӑр.
Евразиец // 1977.69.9930
2020.10.06 14:53
"Волга изначально название не русское, а "финно-угорское", - говорит наш упрямый Микула (Мигула). Думается, что слово "Волга"- изначально и современное русское слово. А вот до названия русскими реку "Волгой", слово это могло быть и по-другому, например, у финно-угров "Valkea" или как-то еще по- другому... Мигула, вы истинный патриот, как вам самим кажется, но вы истинно запоздалый патриот. У нас нет веры - "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимым", как говорил апостол. Мы, вы, на вас, на нас подобные возомнили себя патриотами и даже более, апостолами, однако, очень поздно, время ушло, протекло... Не случайно мудрец подчеркнул, что "истинный рыцарь веры - свидетель, и никогда - учитель".Если Гераклит тёмный утверждал, что дважды нельзя войти... то ученик поправлял его, сказав, что этого нельзя делать даже единожды. Так что всё течет непрерывно.
Ялтан // 3659.98.0146
2020.10.17 04:29
Даже слово "русский" изначально нерусское,трщ Евразиец. Не думайте что "обруссение" идет только в одном направлении,процесс через некоторое время может пойти и вспять . Посмотрите вокруг внимательнее ,может поймете что времена уже меняются. Москва уже с огромным трудом пытается контролировать постсоветское пространство и все из-за того что идеологию пытаются поставить вперед экономики. Силком загонять всех под свой "мир" это фатальная ошибка . Чуваши это не искусственно выведенный народ ,а создание Природы и Торӑ. Переживет все и всех. Даже под рекламой молока стали писать "Зато свой, а не поставленный Москвой".
Ялтан // 3659.98.0146
2020.10.17 06:34
"Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой." (Шукшин В.С. )
Микула // 9259.3.8429
2020.10.26 18:58
Волга как и Выла названия изначально "финнские" . От того как вы его так называете прошлое не изменится . Время, если вы заметили, все расставляет по своим местам . Потребность в изучении чувашского языка и других языков коренных народов в скором времени появится . Федерализм неизбежный вариант развития .

Страницăсем: 1, 2, 3

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Orphus

Другие языки

Баннеры

Счетчики