Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -1.7 °C
Безумие - это избыток надежды.
(Дюма-отец)
 

Аркадий Русаков: Об общих исторических корнях чувашей и сибирских татар

Аркадий Русаков15.02.2019 16:589929 просмотров

Проживающая на территории Западной Сибири от Уральских гор до реки Енисей — в сегодняшних Тюменской, Омской, Томской, Курганской, Кемеровской областях народность сибирских татар, официально именуемая субэтносом современного татарского народа и в средневековье являвшаяся основным населением Сибирского ханства, раньше имела аналогичное с предками современных чувашей Поволжья — суварами или савирами самоназвание: «сабиры» или «сабыры». У самобытного народа сибирских татар были свои, отличные от литературного языка поволжских и приуральских татар национальный язык и культурные традиции. Но вследствие длительного обучения татарскому языку в школах целых поколений сабыров или сабиров по учебникам, издаваемым в Казани, отсутствия собственного книгоиздательства, своих национальных театров, национальные особенности их языка и культуры очень сильно нивелировались даже в деревнях. По переписи 1897 года сибирских татар насчитывалось 56987 человек, в 1926 году — более 40 тысяч, в 1992 году — около 180 тысяч, в 2002 году — 190 тысяч человек. Сегодня сибиро-татарский язык в классификации языков является языком кипчакско-булгарской подгруппы, кипчакской группы алтайской семьи языков.

Причина возникновения самоназвания сибирских татар «сабыры» или «сабиры» вытекает из этногенеза этого народа. Если до начала новой эры на территории Западной Сибири в основном проживали угро-уральские и самодийские племена, к которым позже присоединились пришедшие с юга ираноязычные племена, то во 2-3 веках новой эры здесь появились пришедшие с юга тюркоязычные гунны, вернее их авангард — сабиры. Кроме Западной Сибири, как известно из истории чувашского народа, сабиры расселились еще и в северном Прикаспии и образовали свое сильное княжество, где впоследствии этноним «сабиры» трансформировался в этноним «сувары». Зона первоначального обитания сабир (сувар) в Западной Сибири находилась по среднему течению реки Иртыш. Вследствие своего более высокого развития пришельцы сабиры в Западной Сибири оказали сильное влияние на языки аборигенных самодийских и угорских племен — предков современных манси, хантов, ненцев и ираноязычных племен. Сами же сабиры, частично смешиваясь и не смешиваясь с частью местных племен и дав населению на месте своего нового обитания свое историческое название «сабиры» или «сабыры», расселились на обширной территории от Урала до реки Енисей. По версии многих ученых (Петрухина В.Я.,Раевский Д.С. и других), с этого времени по названию этноса «сабиры» появилось и название территории их проживания — «Сибирь». К слову, историческими потомками сабир (сувар) в какой то степени являлись также хазары и сегодня — сильно тюркизированными потомками сувар являются северокавказские кумыки.

О проживании сабиров (сувар) в Западной Сибири говорят и легенды. Например, в 1992 году Д.М.Исхаков в д. Лайтамак Тобольского района Тюменской области записал легенду об Илек-алпе (улӑп) и народе сабыр. Субар или Субра — название одной из волостей сибирских татар в 18 веке.

В 6–9 веках в Западной Сибири с распадом Тюркского каганата стали расселяться и тюрки, пришедшие с Алтая и с территории сегодняшнего Центрального Казахстана, а также с востока из Минусинской впадины. Они все влились в состав сабир.

В 11–12 веках в Прииртышье Западной Сибири хлынули массы исповедовавших ислам кипчаков (половцев). С приходом кипчаков этническая среда в Западной Сибири претерпела значительные изменения. Во-первых, часть угорских племен ушла на север, часть тюркизировалась, то есть стала переходить на кипчакский язык общения, по-другому — кипчакизировалась. Подверглись значительной кипчакизации и никуда не ушедшие сабиры.

В 13 веке Западная Сибирь вместе с Волжской Болгарией, с Русью и другими территориями попала под иго монголо-татар Золотой Орды — державы завоевателей из Монголии. Впоследствии вследствие кипчакизации и монголо-татар Золотой Орды, этноним «кипчаки» постепенно исчез с исторической арены и заменился этнонимом победителей-захватчиков «татары. Поэтому, из-за нахождения Западной Сибири в составе Золотой Орды и кипчакизацию местных сабир нужно называть татаризацией. То есть язык предков чувашей — сабир (сувар) в Западной Сибири вследствие влияния на него языка пришлых кипчаков трансформировался в язык булгаро-суваро-кипчакского типа с сохранением многих слов из языка сабир, но самоназвание народа «сабиры» или «сабыры» сохранилось. Нужно полагать: не все сабиры сразу кипчакизировались или по-другому, отатарились, а продолжали жить обособленно и сохраняли свою самобытность и язык. Но представители других народов, в их числе и русские летописцы, сабир и кипчаков Западной Сибири вследствие нахождения их в составе татарской Золотой Орды обобщенно стали звать сибирскими татарами.

В 14 веке в Западной Сибири образовалось Тюменское ханство со столицей Чинги-Тура на месте современной Тюмени. В 15–16 веках после распада Золотой Орды существовало Сибирское ханство со столицей в г. Искер или Сабир (Кашлык) на территории вблизи современного г. Тобольска. В этот период население ханства пополнялось телеутами, вновь прибывшими из Средней Азии бухарцами (узбеками), казахами, уйгурами, которые смешиваясь с местным населением, стали также называться сибирскими татарами. В ханстве были города Бицик тура, Тунус, Чуваш, Тархан-кала, Чангула, Ялым, Зубар тура и другие. Видно, как названия многих городов Сибирского ханства объясняются современными чувашскими словами: Чинги Тура — Чӑнкӑ (крутой, высокий), Бицик Тура — Пӗчӗк (Малый), Чуваш — Чӑваш (чуваш), Тархан кала — Турхан хули (город тархана), Чангула — Чӑн хула (настоящий город), Ялым — Ялӑм (село) и другие. Данные факты свидетельствуют о большой роли предка современных чувашей — народа под названием «сабиры» в древнем этногенезе сибирских татар.

Проникновение чувашей на территорию Западной Сибири было и в годы существования Золотой Орды и Казанского ханства. К примеру, в Тоболо-Иртышском междуречье с 15 века зафиксированы сведения о чувашах-переселенцах, которые участвовали в формировании этноса сибирских татар. Данные сведения касаются и миграции чувашей из Волжской Булгарии в Сибирь после разорительных походов Тамерлана в Среднее Поволжье в конце 15 века. По Н.А.Томилову, в период правления хана Кучума среди сибирских татар «оседали небольшие групы казанских татар и чувашей». Также в «Ремизовской летописи» написано: «Кучум через два года своего прибытия из Средней Азии в Сибирь ездил в Казань, женился и привез вместе с женой большое количество русских и чувашских пленников, много людей духовенства». Данный факт говорит и о не добровольной миграции чувашей в Сибирь в период формирования народности сибирских татар, а также о стремлении правящей верхушки сибирских татар к распространению ислама и татаризации населения в своем ханстве. Наличие Чувашева мыса на месте слияния реки Тобол с Иртышом во время завоевательного похода Ермака в Западную Сибирь, городов Чуваш, Чангула и других также говорит о длительном проживании сабирского (суварского) населения на этой местности задолго до 16 века. Данные факты говорят еще и о существовании этнонима или самоназвания «чуваш» среди сабир (сувар) Западной Сибири также еще до 16 века.

В конце 16 века после покорения Западной Сибири Ермаком Сибирское ханство было присоединено к Русскому государству. С его присоединением продолжился приток туда народов Поволжья и Урала: башкир, мишарей и казанских татар, в составе которых, конечно же, были и отатарившиеся под давлением ислама чуваши. В более поздние 17–20-ые века с Поволжья и Урала в Западную Сибирь мигрировали и сами чуваши. По этой причине в переписях населения в сегодняшних Западно-Сибирских областях вместе с другими этносами фиксируется и значительное число чувашей. Но потомки сабир (сувар) Западной Сибири сегодня фиксируются как татары.

Таким образом, этногенез народности сибирских татар нужно представить как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и монгольских групп населения Западной Сибири. Поэтому барабинские сибирские татары сегодня сходны по культуре с хантами, манси, селькупами, эвенками и кетами; томские татары — с самодийскими племенами. Монгольский компонент в народность сибирских татар вошел с 13 века после попадания Западной Сибири в состав Золотой Орды, калмыкский компонент вошел с 17 века в барабинскую группу. Но основой народности сибирских татар являются давшие им самоназвание «сабыры» древние тюркские племена сабиры (сувары), которые в свою очередь, являются также и предками современного чувашского народа. Пришедшие в Западную Сибирь позже сабир кипчаки также являются одной из основных народностей, участвовавших в формировании сибиро-татарской народности. По Д.Г.Тумашевой, до 13 века и после татаро-монгольского нашествия булгаро-кипчакские племена мигрировали в Западную Сибирь и участвовали в формировании народности сибирских татар.

О последнем хане Сибирского ханства Кучуме и покорителе этого ханства Ермаке нужно сказать следующее. Кучум — каракалпак по национальности, потомок Чингис-хана, родившийся примерно в 1510-20 годах у Аралського моря, в 1555 году по приказу бухарского правителя Абдуллы II с войском из казахов, ногайцев и узбеков начал войну с ханом Сибирского ханства Едигером с целью его свержения с престола. Едигер к тому времени склонялся стать подданным русского царя и задачей Кучума, видимо, было не допустить этого. В 1563 году Кучум с боями занял столицу ханства город Кашлык (Искер, Сабир), казнил Едигера и его брата Безбулата и объявил себя новым ханом Западной Сибири. Если при Едигере в ханстве была в какой то степени веротерпимость, каждая народность сохраняла самобытность, язык и свои традиции, то Кучум начал проводить политику насильственной исламизации и татаризации населяющих ханство этносов, чем вызвал большое недовольство в народе. Начались востания, которые жестоко подавлялись. Начались и притязания на земли Русского государства, где на Волге, на Каме и на Дону большое беспокойство царю доставляли казаки. Одним из больших отрядов казаков верховодил Ермак, по кличке — Тукмак. По исследованиям М.Н.Юхмы- известного чувашского писателя, Ермак-Тукмак родился в селении Ермак, находящемся сегодня на территории Моргаушского района ЧР. По другой версии, он родился в Прикамье. Тукмак — чувашское слово, обозначающее матерого волка. В летописи записано: «Казаки аки волки. У них старейшина атаман Ермак». Среди чувашских сел Волго-Камского региона и сейчас встречаются села с названиями Ермак, Ермаково. Данные обстоятельства позволяют говорить о чувашском происхождении казацкого атамана. По жалобе ногайского хана Ивану Грозному на казаков те были отрезаны от Дона и многие казаки ушли на Урал. А в противодействии притязаниям Кучума выбор царя пал на Ермака. Атаман и его казаки по известному им маршруту через Урал (Камень), преодолевая неимоверные трудности, пришли в Сибирь, где у Чувашева мыса на Иртыше дали Кучуму первый бой. С этого боя началось присоединение Западной Сибири к Русскому государству и освобождение ее народов от пришлого деспотичного хана-тирана. Получается: в числе освобожденных чувашем Ермаком от ига Кучума народностей были и чуваши Западной Сибири.

Вследствие общности этногенеза в языках сегодняшних чувашей и сибирских татар много общих слов. Например: нары по-русски — вырӑн по-чувашски — урын по сибиро-татарски, перина — тӳшек — тушек, одеяло — юркан — юрган, оборка платья — пӗрме — пырме, халат — чапан — цапан, мастер — ӑста — ӑста, сапоги — атӑ — атыу, женская шапка — тухья — такыя, мясо — аш — аш, бульон — шӳрпе — шурба, лапша — салма — салма, калина — палан — палан, сметана — хӑйма — коймак, сыр — кӑрт — курт, род — тӑхӑм — тугум и многие другие. Исламская религия сибирских татар как и христианская религия чувашей синкретична и широко сочетается с элементами тенгринства и зороастризма: поклонением перед памятью предков, перед Отцом Небом (Ҫӳлти Турӑ), Землей Матерью (Ҫӗр Анне), солнцем, водой, другими силами и явлениями природы. И сибирские татары, и чуваши с древних времен успешно занимались и занимаются земледелием, то есть в корне являются земдедельческими народами. Тобольские, тюменские, ясколбинские сибирские татары по образу жизни и культуре к чувашам стоят ближе, чем другие свои земляки. Исходя из сказаанного исходит вывод: современные сибирские татары, как потомки сабир (сувар), и современные чуваши, хотя и говорят сегодня на разных языках, по этногенезу имеют общие исторические корни и являются родственными народами.

 
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

Комментарии:

Agabazar // 3509.29.3189
2019.02.15 20:06
Agabazar
Кÿренмелле пуль-ха та, анчах ним те тăваймастăн — Халлап, халлап,халлап. Халлап çине халлап.

Кунашкал халлап çапнинчен нимле усă та çук, Арккачи хăта.


Ырă çын, сирĕн сăмахсен эимологине пĕлес килет-и? Эппин чăн малтан этимологи сăмахсарĕсене пăхăр.

Тата Интернетра "Старлинг" текен база пур. Çавăнта пăхса илĕр.

http://starling.rinet.ru/help-utf-rus.htm
http://starling.rinet.ru/descrip.php?lan=ru
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/main.cgi?flags=wygnnnl#
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/query.cgi?basename=\data\alt\turcet&root=config&morpho=0&encoding=utf-rus


Шĕкĕлчеме каçасенчен юлашкинчен пуçламалла.
Agabazar // 3509.29.3189
2019.02.15 20:16
Agabazar
Çавах акăлчанла — http://starling.rinet.ru/cgi-bin/qu ... root=config&morpho=0


Халиччен ытти çынсем мĕн пĕлнисене шĕкĕлчесе тухăр — унтан вара хуть те мĕн калăр.


Ыттисем мĕн каланисене пач пĕлместĕр пулсан, мĕншĕн пырса сĕкĕнмелле, çынна култармалла?

Халиччен тата халĕ пурнакан уччонайсене пурне те чат ухмах пек кăтартни, хăвна çеç шутсăр ăслă пек курни — çав тери кулăшла.
Dfcbkbq // 3307.23.0383
2019.02.15 22:35
Халиччен тата халĕ пурнакан уччонайсене пурне те чат ухмах пек кăтартни, хăвна çеç шутсăр ăслă пек курни — çав тери кулăшла.

Кăна ĕнтĕ , Акапасар, эсĕ тĕкĕр çине пăхса çырнă иккен
Agabazar // 3509.29.3189
2019.02.15 22:44
Agabazar
Эп ăславра нимле çĕнĕ япала та кăларман. Яланах шултра, авторитетлă, квалификациллĕ, никама та сутăнман ăславçăсем çине таяннă.
Халĕ те çапла тăватăп.

Суварисăма çул памастпăр! Çитет хамăртан култарса!
Атнер // 3194.42.1645
2019.02.17 21:08
Ийя. Христос вӑл пулать Хӗрес Тусӗ. Каламасӑрах паллӑ чӑвашсем каланипе ят пана. Шултра учченӑйӗ кам ши вара?.
Agabazar // 4000.91.1818
2019.02.19 15:24
Agabazar
Хрестуслатса çÿреме кирлĕ мар кунта. Сирĕнсĕрех çителĕклĕ. Кам шултра, кам вĕтĕ иккенне пĕлместĕр пулсан, чухламастăр пулсан, сирĕн çине тăрса аспуккине вĕренес пулать.

Аспуккине пĕлетне?
Пĕр чĕл çăкăр çиетне?
Ярухха // 2187.80.8345
2019.02.19 19:41
Пĕр Аргументсăр ПУШ сăмахпа çеç АКĂПАСАР хăта пасарта пек халлап çапать... Вырăс каланă пек, вор кричит: держите вора....А.Русаков ăслă çынсем çине таянса çырать... Акăпасар вара пĕр сăмах çеç пĕлет попугай пек

: халлап, халлап, халлап...
Dfcbkbq // 2897.2.0869
2019.02.19 21:04
Аз-буки арманта,
Веди, глаголь вăрманта,
Иже, веди ыйтлă
Çинка пуçĕ пыйтлă!
Agabazar // 4000.91.1818
2019.02.19 23:09
Agabazar
Вĕренĕр, вĕренĕр аспуккине, эчсемри!

Яруххасем, пит пуçăра ан каçăртăр! Суваризм наркăмăшне сарăлма памастпăр.

Ярухха кала-ха, мĕнле "ăслă çынсем" пирки эс сÿпĕлтетен? Маркс? Энгельс? Ленин? Сталин? Брежнев?

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Orphus

Другие языки

Баннеры

Счетчики