Знакомства Женщина (65 -162-63) желает познакомиться с одиноким, добродушным, без вредных ...
Знакомства Познакомлюсь с мужчиной любящим танцевать и петь на родном чувашском языке
Знакомства Хочу познакомиться с женщиной до 55 лет чувашской или русской национальности дл...

По теме волжского гончарства попросили выступить в селе Янгличи Канашского округа в школе имени Героя России Николая Гаврилова перед учениками, занимающимися в мастерской лепки из глины.
Это далеко для меня – за Канашом, по дороге на Ибреси. Все же поехали. Встретили тепло, заинтересованно – привыкли здесь встречать гостей!
Школа на радость современная, образцовая. С богатыми, шикарно оформленными залами, с Музеем боевой и трудовой славы, с вертолетом перед новым двухэтажным зданием-дворцом. Отличную экскурсию по выставкам провела директор Янгличской школы Светлана Станиславовна Васильева, прекрасно знающая каждого своего ученика, каждого выпускника и каждый уголок своего хозяйства.
В школе отдельно занимается с детьми с ограниченными возможностями здоровья директор Канашской инклюзивной школы искусств Анатолий Семёнович Семёнов. Разговору с ним и юными гончарами был рад, встречей воодушевлен.
Когда-то я серьезно собирал сведения о чувашских гончарах. С детства сильно интересовался глиной, колодкой вручную колотил кирпичные сырцы, лепил свистульки, фигурки птиц, зверей, пароходов, самолетов и играл в лучную стрельбу с глинными «пулями». Вот и затянуло вспоминать перед школьниками курьёзный случай, когда мы с группой заядлых малышей-«стрелков» заляпали большой замок на воротах злой соседки, не пускавшей в родной дом свою мать с братом и сестрой. У нас за Солдатским прудом имелись глины красные, бурые, желтые, синие, а белую глину и мел я прихватывал в деревне своей матери в Сесмерах, и вот мы навострились быть «праведными мстителями», борцами за справедливость.
Хранятся в моем архиве вырезки из газет: В. Васильев «Чулмексем» (Коммунизм ялавӗ, 1985); В. Иванова «Чувашская керамика» (Советская Чувашия, 4.04.1992); статья о керамике учительницы Галины Ивановой в журнале «Халӑх шкулӗ» (2003, № 6); переписка от 2007 года с исследователем Константином Рахно из Института керамологии – отделения Института народоведения Национальной АН Украины (Полтава) и Национального музея-заповедника украинского гончарства (Окошное); описание работ семьи Диаровых из гончарной мастерской Татарского национального парка (Казань), очерк археолога Фаяза Хузина и многое другое. Книгу И.Н. Васильевой и Н.П. Салугиной «Не боги горшки обжигают» (Самара, 1997. 150 с.) подарил мастерам школы. Книга подробная, отличная, с рисунками. Там есть очерк и о керамике Волжской Булгарии.
Чуваши гончарным делом профессионально занимались на Чебоксарском кирпичном заводе. Участком гончаров руководила истинный мастер из Большого Сундыря Люция Лазаревна Фомина, с детства приучившаяся работать с керамикой. Глина у приволжских сундырян особая, кирпичи каленые, кувшины – узорные. За их изделиями и кирпичами приезжали даже из Великих Булгар и Казани.
Много лет работала в керамическом цехе фирмы СУОР славная, «божьей милостью» гончар из Ачак Ядринского района Елена Кожанова. В единственном тогда в Чебоксарах клубе «Аэлита» успешно вела занятия с детьми учительница Маргарита Анатольевна Михайлова. Что сейчас – не знаю.

В классной беседе подготовленная моя лекция не пригодилась. Выступали учителя, мастер лепки, слушали юные ученики – будущие герои-гавриловцы. Доцент Чебоксарского кооперативного института Эрбина Никитина не успела показать до конца фотопрезентацию по керамике Волжской Булгарии, Биляра, Абашева на Рыкше и мастерству пензенского Абашева. Школьные кадеты в казачьей форме торопились нам показать свой удалой танец с саблями. Чудесный номер!
Не было времени продиктовать названия известных в нашем деревенском хозяйстве гончарных вещей, которые могли бы изучать в школе и пытаться воспроизводить: горшки, кувшины, янтал и чирхат (для пива), касмык (для меда), лакым, чара, солонки (для соли и круп), вазы, тирӗк, чайники, чашки, миски, кружки, сосуды, крынки, хумганы, горелки-лампы, подставки, ритуальные талпар (большая тарелка) и чартал (подсвечник), тигирек (ковш для чистой воды в киремети), камшаяк (кружка для максыма-пива), игрушки…
Глиняные и деревянные вещи из хозяйств исчезли после Отечественной войны в 1950-1960 годах, когда появились алюминиевые чашки-ложки и ведра.
С Волжской Булгарией тесно связаны история чувашской мифологии и веры. Потому посоветовал юным скульпторам искать темы в именах и образах богов, добрых и злых сил Кебе, Пюлех, Ашапатман, Акар, Пихамбар, Сехмет, вупор, ийе, сыхчи и других.
Оставил листы названий вещей и имен сопровождавшему мероприятие администратору Канашской инклюзивной школы искусств Евгению Краснову, внучатому племяннику крепко знакомых мне известных археологов профессоров Василия Филипповича и его сына Бориса Каховских. Если пригодятся советы старого краеведа, можно лишь порадоваться любопытству школьников, которые уже совсем не знают, что такое кочедык и лапти.
Надеюсь, что где-то есть центр по традиционному искусству чувашской деревни и современной национальной керамике.
P.S. Особо хочу с благодарностью отметить знаменитую школу и ее директора, педагогов, хвалю также тружеников «школы в школе» – инклюзивных классов для ограниченных здоровьем детей (ОВЗ).
Союз чувашских краеведов Янгличскую школу ставит образцом патриотического воспитания молодёжи. Просил бы президиум СЧК отметить её в своих анналах и помочь составить визитную карточку заведения и путеводитель по богатейшему музею.

Виталий Станьял
На снимках: в залах музея, перед школой.
Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!
Agabazar // 2750.15.4630
2025.11.24 12:47 | |
Agabazar // 2750.15.4630
2025.11.24 13:10 | |
А насчёт «керамики Волжской Булгарии» существует огромная научная литература.
Например: — Купцова, М. С. (2021). СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА КАК ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ. Археология Евразийских степей, (6), 112–116. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.112.116 — Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. М.: Наука, 1984. 241 с. — Кокорина Н. А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI — начала XV в. 2002г. — Васильева И.Н. Гончарство Волжской Болгарии в X-XIV вв Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. — 256 с. И так далее, и так далее. | |
Станьял // 3469.78.0701
2025.11.24 14:00 | |
Дорогой "штатный" Агабазар!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ К ЗАБОТАМ УЧЕНИКОВ с ОВЗ и ИНКЛЮЗИВНЫМ ШКОЛАМ. ТЫ ПОПАЛ ПАЛЬЦЕМ В НЕБО интернетное и научно открыл нам слепые глаза в РУССКО-ЧУВАШСКИХ названиях и терминах. прими соответствующее благодарение! | |
Вулакан // 5000.1.1883
2025.11.24 21:41 | |
Эх,Станьял,хӑв ӑҫа ҫити анса ларнине те асӑрхами пултӑн курӑнать.Ҫавӑн пек паллӑ генерал сӑнӗ айӗнче тӑм шӑхлич каласа лармалла-и вара.Тӑм чӑмӑркки тытса ӑҫта ҫитсе тухӑпӑр-ши. | |
Agabazar // 2750.15.4630
2025.11.25 09:02 | |
Ĕнтĕ кунта ырă енсем те пур, тейĕпĕр.
Эре, хăнăхна йăлапа, кунта Станьял сăвар (вариант: сăвар-пăлхар) юррине юрламасть вĕт. Тÿрех «Волжская Булгария» тет вĕт. Эппин уншăн та пысăк тав. Çапла вара, кунта «Кебе, Пюлех, Ашапатман, Акар, Пихамбар, Сехмет, вупор, ийе, сыхчи» тенисемпе çеç çырлахаймастăн. Ĕлĕкхи чăвашсем араб графикипе çырнă, Корана хисепленĕ. Анчах та вĕсемшĕн ку самант чăваш чĕлхинчен (вăл ун чухне хуть те мĕн ятлă пулсан та) пăрăнмалли сăлтав пулман. | |
Кибеч // 5000.1.1883
2025.11.25 12:32 | |
Хисеплӗ Виталий Петрович,лайӑх шухӑшласа пӑхмасӑр эфира тухма кирлех-ши.Чӑнлӑха пӑхӑнманнисем чылай сисӗнеҫҫӗ.Акӑ эсӗ пӑлхарсен керамики Янкӑлчра тетӗн.Сӑмах вӑййи ҫеҫ мар-ши?Ачасен ӗҫӗсем чӑннипех пӑлхарсен пекех-ши?Тӑмпа ӗҫлемен халӑх ҫук та пулӗ.Кӳлепе тӑвасси те 30 пин ҫул каяллах пуҫланнӑ.Тата,эсӗ ачасенеКепе,Пихампар,Сехмет,вупӑр кӗлеткисене тума сӗнетӗн.Мӗнлескерсем пулмалла вара вӗсем,качака пек-и е ҫын пекех.Хӑв курнӑ-и вӗсене? Курнӑ пулсан каласа пар ачасене.Вара,тен,кӳлепине те тӑвӗҫ.Ҫук вӗсем,пулма та пултараймаҫҫӗ!Хальхи ачасен ӑс-тӑнне,тӗнчекурӑмне пӑтраштарас марччӗ. Сывлӑх сунса Ан.Кибеч. | |
Agabazar // 5564.6.0022
2025.11.25 14:21 | |
Анатолий Киб(п)еч,
Янкăлчра Пăлхар палăкĕсене (артефактсене) тупни çинчен эпĕ те илтмен. Анчах та халĕ унта чăвашсем пурăнаççĕ те, çавăнпа та çынсем хăйсен тымарĕсене Пăлхарпа çыхăнтарничен тĕлĕнмелле мар пуль. Чăваш республикин территорийĕнче ăçта тупнă-ха Пăлхар артефакчĕсене? Сăмахран, Шупашкарта (1978-мĕш çулта Мускаври «Наука» кăларăвăш кун çути кăтартнă «Средневековые Чебоксары» кĕнекене пăхăр). Тата Тикеш хулашĕнче (Патăрьел районĕ-округĕ). Тата — Таяпа хулашĕнче (Елчĕк районĕ-округĕ). Ыттисем тĕлĕшпе специалистсем каласа ăнлантарччăр. Кунсăр пуçне тата Николай Ашмаринпа Алексей Реккев Елчĕк районĕнчи Кивĕ Эйпеç ялĕнче эпитафиллĕ вилтăпри палăкне тупса палăртнă. Ĕнтĕ унашкал палăксем татах та пур-ха ĕнтĕ, анчах Палхăр тапхăрĕпе çыхăнисем çукпа пĕрех, мĕн пуррисем — кăшт каярахрисем. Пăлхар эпитафийĕллĕ палăксенчен ытларахăшĕ Тутарстан, Ульяновск облаçĕ, Пушкăртстан территорийĕсемпе çыхăннă. Вĕсене нихăшне та «чăвашсен мар» теме май çук. Чăваш республикин территорийĕнче çав Кивĕ Эйпеç çыруллă чул юписĕр пуçне татах та пуррине эп илтмен. Вăл чул юпана Ашмарин хайĕн «Болгары и чуваши» кĕнекине «Байглычевский камень ятпа» иллюстраци пек майлаштарса кĕртнĕ Вуласа тухăр, иптешсем, çав кĕнекене, ÿкĕнмĕр. | |
Agabazar // 5564.6.0022
2025.11.25 16:19 | |
Киб(п)еч: Тата,эсӗ ачасенеКепе,Пихампар,Сехмет,вупӑр кӗлеткисене тума сӗнетӗн.Мӗнлескерсем пулмалла вара вӗсем,качака пек-и е ҫын пекех.Хӑв курнӑ-и вӗсене? Курнӑ пулсан каласа пар ачасене.Вара,тен,кӳлепине те тӑвӗҫ.Ҫук вӗсем,пулма та пултараймаҫҫӗ Трофимов, А. А. Чувашская народная культовая скульптура / А. А. Трофимов ; худож. оформление и макет Г. С. Самсоновой. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. — 237 с. Акапасар: Анчах та халĕ унта чăвашсем пурăнаççĕ те, çавăнпа та çынсем хăйсен тымарĕсене Пăлхарпа çыхăнтарничен тĕлĕнмелле мар пуль.Пурăнаканĕсем чăвашсем мар пулсан вара? Апла пулсан та нимĕн те улшăнмасть. Пăлхар пулăмне тĕпе хунинче нимле çылăх та çук. Хуть те камшăн та. | |

Если это руссские названия, то их и без нас с вами прекрасно знают.
А если это как бы «чувашские названия», то они таковыми в большинстве своём не являются.
Ну не говорят чуваши «горшок» или «кувшин», для этого есть лругие слова — чÿлмек, кăкшăм (отсюда поговорка — кăкшăмран хĕвел пăхать, про человека, улыбающегося, смеющегося сквозь слёзы). Есть ещё русизм куршак.