Есть в Зиминском районе небольшое село Ново-Летники, которое местные жители называют маленькой Чебоксарией. Во время столыпинской реформы сюда в поисках свободных земель приехали первые переселенцы из
Чувашии. В 50-е и 60-е годы прибыли еще два потока
чувашей. Они прочно обосновались в Сибири и сумели сохранить свою культуру - язык, одежду, обычаи. Сейчас в селе насчитывается 1200 жителей, из них около тысячи -
чуваши.
Первые сведения о
чувашах встречаются в исторических источниках в 1521 году, а уже в 1551 году они приняли российское подданство. Сами чуваши прослеживают происхождение своего народа с X века. Их древнее название "суваз" или "саваз". Правда, лингвист и этнограф Эрнст Сергеев, составивший словарь
чувашского языка, в своей книге "Дар Минотавра" выдвинул парадоксальную версию о том, что древние чуваши появились еще 20 тысяч лет назад в песках Сахары, мигрировали оттуда в Египет и даже строили пирамиды для фараонов. По его мнению, эллины-древние греки заимствовали у чувашей многие языковые элементы. По-моему,
чувашский язык больше напоминает
татарский, но отнюдь не греческий.
В России
чуваши расселились в междуречье
Волги,
Суры и
Свияги, искони занимались охотой и рыболовством, выделывали кожи, резали по дереву и вышивали бисером. Недалеко от
Казани и
Симбирска, ныне Ульяновска, возник город
Чебоксары, ставший в советское время административным центром
Чувашской АССР.
Чуваши — очень миролюбивый и работящий народ.
9 июля, в Ново-Летники приехали творческие коллективы из Иркутска, Шелеховского, Заларинского, Саянского, Балаганского, Куйтунского и Зиминского районов. Здесь был проведен второй областной фестиваль чувашской народной песни "Кĕмĕл сасă", что в переводе на русский означает "Серебряный голос". Новолетниковцы в национальных одеждах встречали гостей чувашским хмельным пивом.
Праздник открылся выступлениями мэра Зиминского района Павла Кренделева, главы администрации села Ново-Летники Николая Павлова и председателя национально-культурной автономии чувашей Иркутской области Александра Иванова, который произнес речь на чувашском и русском языках. После приветствий артисты фольклорных ансамблей "Янра" и "Юлдаш" из Иркутска, "Телей" из села Третьеуспенск Зиминского района, "Ямра" из Ново-Летников, "Пелеш" из Зимы, "Яннар" из поселка Заславск Балаганского района, "Лучинушка" из Саянска, "Илма" из Шелеховского района, "Янра" из Куйтуна и "Тагна" из заларинского села с одноименным названием, а также детские ансамбли "Савăнăç" и "Сеспель" несколько часов пели и плясали под палящим солнцем в ярких национальных костюмах, сверкающих монистами, сделанными из монет царского и советского времен. Кроме
чувашских песен, звучали бурятские и татарские напевы и даже огненная лезгинка — в чувашское село прибыли представители других народов, населяющих Иркутскую область.
Заслуженный деятель культуры Российской Федерации Вера Шихова из Заларей и "главный чуваш области" Александр Иванов вручили подарки и дипломы победителям, после чего был произведен салют, и для гостей накрыли стол в школьном дворе. Артистов кормили национальным чувашским блюдом шурпой, угощали домашним сыром и хмельным пивом, не обошлось и без интернационального напитка — водки. После окончания фестиваля многие его участники не отказали себе в удовольствии искупаться в стремительной и чистой реке Ока. Название ее говорит о том, что первые жители села были выходцами из рязанской земли.
18.07.2005 / 17:06
Игорь Подшивалов