Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +0.3 °C
Надо, чтобы условия, а не управляющие заставляли людей работать.
(Р. Хасимото)
 

Валем-Хозя (СВБЧ)

    Валем-хозяВалем-хозя — великий болгаро-чуваш, колобер, пророк и йомзя, абыз и прорицатель, стоявший у истоков создания новой, единой религии для всех болгаро-чуваш, которая, не будь нашествия татаро-монголов, могла обьявить о себе всему миру.
    Валем-хозя — один из самых известных болгаро-чуваш, живших в Волжской Болгарии до монгольского периода. Он был славным и богатым человеком, лечил людей, помогал им в бедах, знал крестьянское дело, знал много языков, читал по-русски и по-арабски. Одним словом, он остался в памяти народа как человек, которому ведомы тайны природы и тайны бытия. Народ считал его пророком, защитником каждого обиженного. А помогал он всем, независимо от того, к какой редигии придерживался тот, кто обращается к нему за помощью. Для него каждый, кто обращался к нему, был другом и братом. Жил он в Билярах, в столице Волжской Болгарии, в годы царствования Чельбира.
    После смерти Валем-хозя был похоронен на горе. Это пантеон, святыня болгаро-чуваш. Там хоронили всех знаменитых людей: героев, полководцев, царей и пророков. Эту гору до сих пор чуваши называют Черной горой или Валемхусь, то есть, Горой Валем-хози.
    Новая религия, которая рождалась в Волжской Болгарии стояла между исламом и христианством, также имел многие элементы древнечувашской религии. Авторитет Валем-хози во всех вопросах для народа был непререкаем. Он был почитаем всеми, в том числе и царями. Имя его было распространено по всему Востоку.
    После разгрома Волжской Болгарии татаро-монголами, болгаро-чуваши разделились на Восточную и Западную части. В обеих частях бывшей Волжской Болгарии свято чтили его имя. А чуваши всегда проводили общенациональные моления великому Валем-хозя. И сейчас гора, на которой похоронен он, называется его именем. Ежегодно сотни и сотни людей приезжают сюда молиться. Вся Святая Гора со всех сторон украшена разноцветными лоскутками материи. Это древнеболгаро-чувашский обычай. Так украшались древние капища болгаро-чуваш.
    На месте похоронения Валем-хозя — старое-старое сломанное дерево, напоминающее место моления Киремети. Рядом с ним — юба, разукрашениая старинными чувашскими узорами. Между юба и деревом — металлический столб со знаками полумесяца. Да, на самом деле диво-дивное!.. На маленьком участке земли, где похоронен великий пророк конца XII и начала XIII века, признаки полного примирения трех религий — христианства, ислама и древнеболгаро-чувашской, которая вобрала в себя многие элементы зороастризма.
    И ходят сюда на моления и христиане, и магометяне, и чан-чуваши, исповедующие древнюю болгаро-чувашскую религию.
    Значит, не забывают великого болгаро-чуваша и сейчас его потомки и их соседи.

 
Ссылка статьи :: Версия для печати

Последние изменения внес Admin (2006-09-03 11:00:42). Просмотрено: 7524.
Orphus

Баннеры

Счетчики