Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 -3.7 °C
Не существует фактов, есть лишь их интерпретация.
(Ф. Ницше)
 

Владимир Изачак: Кто вы, чуваши...

Владимир Изачак27.11.2019 15:4411427 просмотров

Венок сонетов

1.

Кто вы, чуваши? – вдруг возник вопрос,

Я без задумки, вроде бы ответил;

Болгары – отвечаю на запрос,

И собеседник согласится, с этим…

 

Согласен он; засомневался сам -

Уж так ли все тут ясно однозначно?

«Виръяльский» я – если судить по нам,

Ответ мой прозвучит не так удачно.

 

Не черемис ли, «верховой» чуваш,

Вопрос не снят - тут кроются сомнения;

Решишь ли здесь вопрос, возникший наш,

Как будто бы, по результатам прений.

 

Пока на жизни все не отражалось -

Таким вопросом мы не задавались.

 

2

Таким вопросом мы не задавались,

И, слава Богу, что едины мы!

Еще с одним вопросом бы занялись –

И так нам есть чем, занимать умы.

 

Однако ж, кто же мы, на самом деле,

Чтоб без сомнений прозвучал ответ?

Чтоб знать без «политических качелей»,

Лишь точный исторический портрет.

 

Хотел бы знать, без всякой перетряски

«Виръяльцы», «анатри» - один народ?

А если нет – вернуть язык виръяльский,

Пускай, как равноправный он живет!

 

Наш Просветитель не решил вопрос -

Вопрос тот неожидан и непрост.

 

3

Вопрос тот неожидан и непрост,

Вопрос тот оказался вне Решений;

Учесть бы там самосознанья рост -

Учтешь ли все в тот бурный век свершений?

 

Но ведь уже, исчез почти язык –

Язык родной мой, тоже ведь чувашский!

Хранить народ наш «древность», не привык –

Без сожаления теряем, без опаски…

 

Детей не приучаем языку;

Родной язык детей чувашских – Русский!

Куда придем, я предсказать могу,

Но не скажу, и без того так грустно.

 

Грядущее не так мне представлялось —

Признаюсь, даже растерялся малость.

 

4

Признаюсь, даже растерялся малость,

Не ждал того от земляков своих.

«Виръяльское», оно во мне осталось –

И в стороне зов крови не затих.

 

Названья сел «трояко» подаются –

По-местному…, по-всякому еще!

Нелепости едва ль осознаются -

Мы ж гены предков в жилах все несем!

 

— А сам-то! Слышу возмущенье, сам-то!

Чего ж, на русском пишешь языке?

Язык «виръяльский» сохранил я как-то,

Не сохранил другие, вдалеке…

 

Наречие ушло, как ни крути -

Решили так «ученые круги».

 

5

Решили так «ученые круги»,

Литературно – слаб я «грамотишкой»;

Полсотни лет прожив в краях других,

Вернувшись, вижу - и «Чувашский», «лишний»…

 

Детей не приучают к языку –

И долго ли так может продолжаться?

Не мудрость я сейчас тут «изреку» -

Не сохранится наш язык так, братцы!

 

Чем дальше – тем ускоренней процесс,

Едва лишь тлел он при Советской власти;

Там понимали, что пойдет абсцесс;

Велась борьба, не накаляя страсти.

 

Одним из главных тот вопрос считался,

Хотя, простых людей и не касался.

 

6

Хотя, простых людей и не касался,

Язык был защищен у нас тогда;

Защитник же, почти святым считался,

Писатель был, почти герой всегда….

 

Мы авторов ведь знали поименно,

Их имена и ныне на слуху!

Из «новых»…, вспоминаю напряженно -

Двоих ли вспомню - больше не могу.

 

И власти не заботят те вопросы -

Так вышло, что пошло на самотек.

Покрылось поле языка, коростой -

Исход болезни ясно, недалек…

 

А нам: - «тут нет причины для тоски,

Да надо ли морочить тем мозги?»

 

7

- Да надо ли морочить тем мозги,

Не лучше ли - народ пусть сам решает!

Примеры есть – исчезнут языки;

А вместе, и народы исчезают.

 

Когда уж поздно – развернуть нельзя;

Нам озаботиться б, пока еще не поздно.

Какой бы трудной не была стезя –

Нам предки сохранили, что возможно….

 

Не можем мы разбрасываться тем,

И так у нас немного сохранилось.

Так можно все нам растерять, совсем -

И будет то, что в страшных снах не снилось.

 

Пока в краях чужих не наскитался

И я вопросом тем не задавался.

 

8

И я вопросом тем не задавался,

Пока с вершины лет не посмотрел.

С наречием «виръяльским» я остался,

Сберечь «Литературный», не сумел…

 

Чуваш ли я! – вопрос ношу с собой,

Общаюсь с земляками сам, по-русски.

Моя ль вина, народ теперь такой -

К национальным, равнодушен чувствам!

 

В столице можешь ты прожить и год,

И не услышать языка родного.

Так кто же мы, чуваши? Мы народ?

Ответить тут я тоже «не готовый».

 

«Болгары мы…», - я на вопрос сказал,

Ответ, как будто изначально знал….

9

Ответ как будто, изначально знал,

С Советского периода известный;

И собеседник это, ожидал –

Быть может, ждал, отвечу интересней…

 

Мне интересней «кто же мы теперь»,

Не так уж важно, вроде бы, откуда.

К прошедшему найдется ль, нет ли, дверь –

«Быть иль не быть!», - таков вопрос покуда.

 

Не исчезать – таков вопрос уже,

Как наши предки – Волжские болгары.

Не на последней ли, теперь меже -

И сдюжим ли беспечности удары…

 

Известный штамп, уже довольно старый -

Откуда? Кто?... Мы - Волжские болгары.

 

10

Откуда? Кто?... Мы - Волжские болгары….

Неважно, так ли; и не в этом суть!

Не разбрестись бы вскоре на «отары» -

Собраться вновь, закроется нам путь.

 

Одно скажу, что в жизненном вопросе

Не должен допускаться самотек.

Об этом даже гены предков просят -

Исток пока еще, не насовсем истек.

 

Летят года и поджимают сроки,

Беречь, беречь – что можно сохранить;

Чем дальше - тем бледнее все истоки,

Еще немного – оборвется нить.

 

Ответил я – как будто точно знал,

А сам сомнения в ответе испытал….

 

11

А сам сомнения в ответе испытал;

История должна бы изучаться.

Ведь Истина - начало всех начал,

К ней постепенно нужно приближаться.

 

Вопрос не смог закрыть я для себя –

Кто мы, чуваши и откуда родом.

Мне не ясна народная судьба,

Хотя, кому-то и ответил сходу…

 

Мы и точней ответить бы могли,

Хотя б немного постарались власти;

Остатки бы культуры сберегли -

Не вижу роли власти в этой части.

 

Сомнения – веков прошедших чары;

Хоть знать бы, «Угры» мы, или «Хазары».

 

12

Хоть знать бы, «Угры» мы, или «Хазары» -

Да пусть уж так: «Чуваши» - просто мы.

Теперь у нас чуваши да татары;

Найдут ли связь ученые умы?

 

Простые люди не вникают в это,

И без того хватает нам забот.

История теперь в загоне где-то,

Не доставляет лишних нам хлопот.

 

Мы «Угры» ли, «Хазары» важно ль ныне,

Таких вопросов ныне нет совсем.

Волнуют нас проблемы тут иные,

Специалисты есть ведь, вместе с тем -

 

Пусть возятся на «поле ухищрений» -

Точнее «Кто?» - не снимут всех сомнений…

 

13

Точнее «Кто?» - не снимут всех сомнений;

Ответ и точный не устроит всех.

Не стал бы лишь причиной неврастений;

И ошибемся – небольшой тут грех.

 

Я повторю: сегодня что, нам важно -

Угрозы нам сегодняшние снять.

И очень жаль, что далеко не каждый

Тревогу нашу оценить, понять…

 

Толпа чуваш беседует по ходу -

Хоть слово по-чувашски бы одно…

Душа не принимает эту моду –

Так кем в грядущем быть нам суждено?

 

Внесет ли в поведенье изменения

Авторитет авторитетных мнений?

 

14

Авторитет авторитетных мнений,

Хоть в чем-то, что ли, помощь оказал.

А он влиял в ушедших поколеньях,

Не может быть, что силы растерял.

 

Авторитет и власти тут помог бы,

Конечно, если применить с «умом».

А то, на вены нагородишь тромбы –

Так натворишь - не разобрать потом.

 

Не слышен голос ведомства культуры,

Ведь там бы бить уже в набат вовсю!

Не единицею в чиновничьей структуре -

В борьбе за нацию бы видеть роль свою.

 

Бросается в глаза тут перекос -

Кто вы, чуваши? – вдруг возник вопрос….

 

15

Кто вы, чуваши? – вдруг возник вопрос -

Таким вопросом мы не задавались!

Вопрос тот неожидан и непрост –

Признаюсь, даже растерялся малость.

 

Вопрос решали, здесь - «ученые круги»,

А нас, простых людей и не касался;

Да надо ли, морочить тем мозги –

И я вопросом тем, не задавался…

 

Ответ как будто, изначально знал,

«Откуда? Кто?… Мы – Волжские болгары!»

А сам сомнения в ответе испытал –

А может, «Угры» мы…, а может, и Хазары…

 

Точнее, «Кто?» - не снимет всех сомнений

Авторитет авторитетных мнений…

 
От редакции: Размещение статей не означает, что редакция разделяет мнение его авторов.

Комментарии:

2019.12.05 15:40
Çенĕ Çул Новый год пулмасть-ши вырăсла?
Евразиец // 3594.03.3216
2019.12.05 17:59
Сÿтĕк чăваш... Ятне те панă Аскольд, кула-кула пачăç пуль ятне, вĕлтрен çинче тупнăскăре... Чăваш, но Аскольд... Чăвашсен çăпатисем те кульчĕç пулĕ, халĕ те кулаççĕ.
Евразиец // 2908.20.7371
2019.12.06 07:48
Этот комментарий удален. Причина: кӳрентерӳ
2019.12.06 08:40
Аскольд çăвразиец саншăн ăнлантаратăп. Руçăн основателĕ, эсĕ вара кам? Пăх купи!!!! Хăвăртан чăваш сайчĕнче ларакансенчен тĕнче кулать. Чăваш сайчĕ мар, ухмахсмен çурчĕн филиалĕ
Владимир-Изачак // 3974.22.5990
2019.12.07 06:13
Для Илле:
Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.
Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.
Наши чувашские поэты, похоже, еще не обращались к такой форме твердого стиха.
Шантрапа, что табунится здесь на сайте - о чем угодно, только не о качестве и теме произведения.
Agabazar // 1182.39.3135
2019.12.09 00:53
Agabazar
Эп чăваш мар текенни хальхинче чăвашсене "наши" теме пуçларĕ тата.
Похоже тетĕн пулсан сăхсăхса ил. Пĕлмен япала пирки ан калаç.
Сонет кăшăлĕ чăвашсем пайтах çырнă. Теветкел, Юман (Мĕтри текенни мар, тепри) , Энтип Ваççи тата ыттисем те.
Вырăсла сăвă çыртăм та чăваш пулса тăтăм тесе ан каппайлан.
Чăнахах чăваш пулса тăма сан пайтах салма çиме тивет-ха.
Agabazar // 1182.39.3135
2019.12.09 01:00
Agabazar
Чăвашла çырнă сонет кăшăлĕн тĕслĕхĕ.
Георгий Орлов Улăп ăру Сонет кăшăлĕ

Нумай ун пеккисем чăваш литературинче.
Владимир-Изачак // 2911.91.2110
2019.12.09 20:34
Считаю себя обязанным извиниться перед Агабазаром и читателями. Я был неправ, говоря, что чувашские поэты не обращались к форме "Венок сонетов". Покинув сразу после школы родной край, прожив более полусотни лет в русскоязычной среде, не мог знакомиться с чувашской литературой. К тому же "литературный чувашский" я и в детстве плохо знал, а мой "вирьяльский", хотя за многие годы и сохранился у меня, он не мог сгодиться в литературе.Я даже не знал, что, венок сонетов называется у нас "сонет кăшăлĕ".
Человек пишет на том языке, на котором может.
Да и профессия моя далекая от литературы (геофизик), не позволяла особенно знать и русскую литературу.
Так что, приношу свои извинения.
2019.12.10 10:18
Енчен те хăвна сăвăç тетĕн, е çыравçă малтан вулама вĕрен. Каçару ыйтма кирлĕ мар, ку вăл: сами мы не местные, тенĕ пек пырса тухать. Тăван чĕлхене вара хăть çĕр çул пурăн асран тухмасть. Сан йышшисем салтака кайса икĕ çул хĕсметре пулнă хыççăн та манăçтараççĕ. Каппайчăк, ахальтен мар, санăн ник пĕлтерĕшлĕ
Вулакан // 7486.3.5582
2019.12.11 04:44
ВладимИр НиколаЕв хуҫа, ĕп пĕртте иккеленместĕп, Ĕсир ђӑвашла вулама аван пĕлетĕр тесе, куллен-кун статйесемпе комменђĕсене вуласа тухса. Ђӑвашла ҫырасси паллах, хĕнрех ҫав вулассирен. Вырӑсла пек, ђӑвашла сӑвӑлласа ҫыраймӑр, паллах. Анђах просла ҫырса хума пултаратӑрах. Мĕн кутӑнланса ларатӑр, ђӑвашла пĕлместĕр тесе. Сирĕн Ђӑваш тĕнђине хутшӑнас килет-ҫке ҫав тери. Ма вара пĕр-пĕр коммент ђӑвашла ҫырса хурас мар, йа?

Страницăсем: [1], 2, 3

Добавить новый комментарий

Ваше имя:
Ваш комментарий:
B T U T Заг1 Заг2 Заг3 # X2 X2 Ӳкерчĕк http://
WWW:
ĂăĔĕÇçŸÿ
Всего введено: 0 симв. Лимит: 1200 симв.
Если у вас все еще нет раскладки для печати текста на чувашском языке, ее можете взять ЗДЕСЬ.
 

Разрешенные Wiki тэги:

__...__ - выделение слова ссылой.

__aaa|...__ - выделение некого слова ссылкой на другое слово.

__http://ya.ru|...__ - выделение слова ссылкой на внешнюю ссылку.

**...** - выделение жирным.

~~...~~ - выделение курсивом.

___...___ - выделение подчеркиванием.

Orphus

Другие языки

Баннеры

Счетчики