ОКТ | 31 |
Монография называется "Академические исследования этнической самобытности чувашского народа". Санкт-Петербург: изд-во "Нестор-История, 2022. - 332 с. Тираж 300.
А. К. Салмин (1949) родился в Батыревском районе ЧАССР. Окончил Историко-филологический ф-т ЧувГУ. Работал в НИИ ЯЛИЭ при СМ ЧАССР (ныне ЧГИГН). Затем переехал в Петербург. Работает в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
На экране - находящиеся в Петербурге Салмин с группой земляков. Автор кратко рассказал о своей работе.
На презентации в Чебоксарах выступил главный научный сотрудник ЧГИГН, историк, этнолог Виталий Иванов:
- К сожалению, в книге нет краткой справки об авторе, - заметил выступающий. - Работа просится на Госпремию ЧР. Хотя может быть и критика. Дискуссия, споры полезны. Они вызывают интерес.
Затем старшего коллегу поддержал ведущий научный сотрудник ЧГИГН Димитрий Егоров. Он поздравил автора с выходом новой книги.
- Салмин пишет о 13 российских ученых, изучавших чувашей. Автор проделал огромную работу. Им использована обширная научная литература. Рассмотрены этническая самобытность и идентичность.
Сегодня Чувашский государственный театр оперы и балета новым произведением - балетом «Сурский рубеж» открывает ХХХП Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова.
Мне, старому театралу, не приходилось быть на репетиции постановки. Как рассказывают знатоки, сюжет сплетен на мифологии и исторических событиях военного лихолетья. Ну, думаю, наконец-то вспомнили наших студентов, их преподавателей, седых историков с древними рунами показали.
У Валерия Алексина (Чув. кн. изд.) и Алексея Енейкина (Чув. ТВ) хотел узнать об отображении в фильме, спектакле и опере «Сурский рубеж» работы студенческих отрядов пединститута, сельхозинститута в октябре-декабре 1941 года на том спецстроительном рубеже. Учебные заведения полностью прерывали занятия. Весь состав молодежи с преподавателями уходил на Казанский отвод. Их специальными приказами отправляли на рытьё окопов, на обработку леса, на подвозку материалов. Семнадцатилетние студенты добровольно записывались в Действующую Армию.
8-9 октября 1992 года в Чебоксарах состоялся Учредительный сьезд Чувашского национального конгресса (ЧНК) - ныне Межрегиональной общественной организации. (См. Чувашскую Энциклопедию)
Форум проходил в здании бывшего Дома политпросвещения обкома КПСС (ныне филармония на Президентском бульваре).
В работе сьезда участвовало все руководство Чувашской Республики: председатель Верховного Совета ЧР Эдуард Кубарев; председатель Совета министров ЧР Валерьян Викторов; почетные гости из Москвы: летчик-космонавт-3 Андриян Николаев; министр по делам национальностей РФ Валерий Тишков; делегаты из регионов России и зарубежья, в том числе из США и другие.
Президентом ЧНК сьезд избрал Атнера Хузангая (1992-1997).
Следующие руководители ЧНК: Геннадий Архипов (1997-2013), Николай Угаслов (2013-2021), Валерий Клементьев (с 2021).
Перестройка, демократизация и гласность, провозглашенные генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым во второй половине 1980-х годов в СССР, "разбудили" колонизированные народы красной империи, пребывавшими в "застое".
С интересом, взахлеб только что прочитал роман Микулая Ильбека (1915-1981) "Черный хлеб" (1950-1960-е гг.). Он опубликован Чувашским книжным издательством в 1977 и 1982 годах.
Известный в чувашской литературе роман известного народного писателя-классика. О которых слышал и читал упоминания в печати Чувашии прежде.
Автор этих строк прежде не обучался в учебных заведениях чувашскому языку и литературе. Теперь восполняю пробел самообразованием. Делаю это урывками. И сейчас во время профилактического ветеранского лечения попросил соцработницу принести в стационар почитать что-нибудь из классики.
В 1950-1970-х годах пришлось расти в Чебоксарах среди русскоязычных сверстников. Они относились ко всему чувашскому, мягко говоря, пренебрежительно, и мы, чувашская молодежь, росли с этим. И стеснялись своей национальности.
Лишь во второй половине 1980-х в Перестройку Михаила Горбачева наступил перелом. Генсек-Президент провозгласил Гласность и Демократизацию. И чуваши, как и другие народы бывшего СССР, воспрянули духом.
Сказители – толкователи событий
Слепой певец – сказитель, волхв,
Его талантом одарил сам Бог…
Гомер прославил в песнях Трою,
При том, сюжет он, неплохой придумал,
Да и царька, с судьбой того, иною…
А после все, история раздула.
Сказители всегда, как правило, слепцы,
Тиресий ли, Саракамыш…, не важно;
Они же, так же и народные певцы,
Хотя, кто знает… «Прошлым» все улажено.
Гомер воспел…. То значит, было все, как есть,
В истории сомнений не осталось;
А «записаторов» там было, и не счесть –
Нет расхождений…, ну, хотя бы…, малость….
История – прекраснейший редактор,
Она же и проверит и отладит;
И сомневаться неудобно, как-то –
Да надо ли, скажу, с чего бы ради…
Воспел он Трою, будто сам был там,
А ведь, слепец был, и не мог детали знать;
Все то, что понаслышке знал он, сам,
Неслабо «помогли» ему поздней, видать.
А у славян свои Гомеры были –
Скажем, Боян славянский, чем он не Гомер?
У Старого стана на обочине Хурӑнлӑ ҫул — трассы Владимирки (невдалеке от деревни Малый Сундырь на автомагистрали М-7) величественно рос уединенный раскидистый Царский дуб, известный в Сюндырской волости и Козьмодемьянском уезде своими увлекательными легендами. О Царском дубе теперь известно многое. Но историки писали о нем понаслышке и неточно, и даже в наше время неточности допускал наиболее доскональный и честный историк Юрий Гусаров в «Чувашской энциклопедии». Подробнее о Царском дубе говорится в книге «Малый Сундырь» и учебнике родного края для 8 класса.
Молва приписывала происхождение дерева императору Петру I. О дубе слагали сказы, передавали былицы-небылицы. Их собирал известный краевед-ученый В.К. Магницкий, сообщал редакциям губернских газет, снабжая своими суждениями. Казанский краевед-писатель Н.П. Загоскин посещению Волги царями посвятил книгу «Император Павел Первый в Казани. 1798». Приведу одну цитату из нее: «В 1870 году, когда праздновалось двухсотлетие рождения Петра Великого, козьмодемьянские земцы вспомнили об этом историческом дубе, ассигновав сумму на возобновление сгнившей решетки и изготовление к дубу дощечки с надписью «Посажен Петром I».
19 августа 1991 года граждане России узнали, что в стране создан Гос. комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В него вошли руководители
силовых органов страны: председатель КГБ В.Крючков, министр МВД Б.Пуго и министр обороны Д.Язов.
Путчисты отстранили от власти Президента СССР Михаила Горбачева и Президента РСФСР Бориса Ельцина, проводивших демократические реформы в стране.
Но заговорщики просчитались: Ельцин своим Указом обьявил ГКЧП незаконным. Москвичи организовали защиту и оборону Белого дома. По всей России создавались очаги сопротивления ГКЧП и поддержки Ельцина.
19 августа в Чебоксарах находился в отпуске министр юстиции РСФСР Николай Федоров. Он также подтвердил незаконность ГКЧП на встрече с демократическими активистами у здания НИИ ЯЛИЭ (ныне ЧГИГН) на Московском проспекте в Студгородке перед возвращением в Москву.
Вслед за этим в НИИ ЯЛИЭ прошло собрание демократической общественности Чебоксар, где присутствовали директор института Станислав Малютин и председатель Чебоксарского горсовета народных депутатов Виталий Алексеев.
Члены Чувашской народной академии наук и искусств посетили Горномарийский район Марий Эл. В эти края, состоя в качестве члена академии, побывал и доцент научный работник Центра национального развития Института образования Чувашской Республики доцент Юрий Виноградов.
Побывавшие на экскурсии гости из нашей республики ознакомились с памятниками, знакомящими с историей марийцев и Российского государства. Горномарийцы не забывают имена своих турханов, воевод, героев, упоминаемых в народной словесности, в их честь они поставили множество памятников. К примеру, памятник в честь героя Акбарса, запомнился своими размерами, а также призывами к дружбе.
Автобус с членами академии прошел путь по местам, где ранее проходила Владимирская дорога. На границе прежних Нижегородской и Казанской губерний на большом холме возведен пограничный столб. При его возведении постарались сохранить оригинальный стиль. Тут же рядом — часть Владимирской дороги, по которой проезжал поэт Александр Пушкин…
С радостью проштудировал богато иллюстрированную, красочно изданную подарочную книгу-альбом художников Юрия и его сына Сергея Ювенальевых «Музыкальное искусство и народная скульптура суваро-булгар — предков чувашей» (Чебоксары, Чуваш. кн. изд-во, 2021). Эта пятая книга-альбом из серии публикаций по истории и культуре «суваро-булгар — предков чувашей», как постоянно определяют их авторы.
Суварская древность является основным мотивом творчества энтузиастов и импульсом новых поисков на трагическом пути этноса. Мотив суваризма был главным в насыщенном музее Центра краеведения и туризма «Чемень карди» (автострада Москва-7, 630 км), с любовью оформленном Ювенальевыми. Читая обращение к читателям хозяина Центра, председателя союза краеведов Сергея Сорокина, стал искать знакомые силуэты музея и заповедника. В альбоме фотографий с Чемень карди не нашел. Зря. Ведь книгу с удовольствием купили бы на память о чувашском народе многочисленные российские (и не только!) посетители Центра и музея на знаменитой московской дороге.
В Чебоксарах действовал Центральный совет чувашских старейшин
Чувашские интеллектуалы умудрялись работать и во время застоя. Местом свободомыслия являлся Историко-филологический факультет ЧувГУ. Позже он разделился на факультеты историков, чувашских и русских филологов. (В 2013 году филологов «оптимизировали» в один факультет с журналистами.) Там работали известные чувашские учёные и авторитетные общественные деятели. Среди них — ученый-филолог Виталий Станьял (1940).
В 1992 году первый съезд Чувашского национального конгресса (ЧНК) избрал Станьяла вице-президентом общественной организации. Власти менялись. Так же, как отношение к авторитетам. В последние годы учёный являлся председателем Центрального совета чувашских старейшин (ЦСЧС).
В октябре 2021 года Станьял ушёл в отставку по возрасту. Заседание ЦСЧС избрало председателем ЦСЧС предпринимателя Н.М.Адёра (1949). После этого в последнее время Чувашский народный сайт одну за другой опубликовал его статьи с критикой правил чувашской орфографии.