Обратите внимание:
На
форумах проиходит обсуждение очень многих интересных вопросов! Приглашаем принять участие!
|
А это сама народный мастер-умелец Зинаида Ивановна ВОРОНОВА. |
А это сама народный мастер-умелец Зинаида Ивановна ВОРОНОВА. Именно она — автор всех украшений и создатель волшебства чувашского костюма этой коллекции, в причудливых и выверенных веками украшениях, головных уборах, вышитых рубахах передающего народный опыт природной и рукотворной красоты.
Ей посвятил стихи народный поэт Чувашии
Порфирий АФАНАСЬЕВ:
Сияют радужно веками
Узор чувашский и наряд,
Неугасимыми лучами
На всю Вселенную горят.
В них нитей блеск, росинок бисер,
В них звон монист и звезд игра...
Бесценность их от Вас зависит,
Златых поделок мастера.
Ты, право, фея, Зинаида,
Не зря слагаю этот стих.
Я как в садах Семирамиды
Среди творений рук твоих. Поверх тухьи в особо торжественных случаях, на осенних девичьих праздниках, во время свадьбы одевали длинный белый колпак, сшитый из белого холста, или связанный из шерсти. Его одевали на голову поверх
тухьи и это придавало праздничному костюму большую величественность. Самый верх длинного колпака опускали на спину (как хвост). Этот колпак был распространен у низовых чувашей, да и то только в некоторых местах, он считается очень древним головным убором. Узоры на колпаке повторяют главные узоры чувашского орнамента, показывающего весь мир, природу, окружающую человека.
МĂЙ ÇЫХХИ — шейное украшение из бисера, бус и монет. И в них мы видим традиционные узоры-письмена.
О колпаке Н.И. Гаген-Торн пишет: «
...они употреблялись на осенних девичьих праздниках, носивших название «улах сăри» (девичье пиво). Праздник длился два вечера. Девушки деревни делились на две группы и устраивали складчину. В первый вечер одна группа девушек являлась хозяйками, а другая собиралась у них в гостях. Хозяйки ставили утощение, сажали гостей за стол, а сами стоя угощали их и пели иы песни. Одеты они были в обрядовые головные уборы: хозяйки в тухьях, а гости поверх тухьи одевали колпаки».